Масштабы ущерба и количество жертв пожаров в России ошеломляют, а их возможные политические последствия уже вызывают беспокойство у российского правительства, пишет L'Express.
Опасающиеся за свою популярность руководители бросились к "постели больных подопечных", пишет издание, иногда против воли, как мэр Москвы Юрий Лужков, сначала отказывавшийся прервать отпуск под предлогом "спортивной травмы". Президент Дмитрий Медведев объявил режим чрезвычайного положения в семи областях только 2 августа. "Но Владимир Путин - формально премьер-министр, но фактически президент - был в гуще событий с самого начала кризиса 10 дней назад", - пишет корреспондент Анн-Лоранс Гойон. Столкнувшись с резкой критикой со стороны пострадавших, Путин объявил об увеличении финансовых компенсаций, продолжает издание. Такая поправка свидетельствует о краткосрочном видении, считает политолог Александр Коновалов: "Путин не был готов к встрече с женщинами, которые кричат и перебивают его. Обычно, когда он говорит, его восхищенно слушают", - цитирует его слова издание.
Путин хочет показать, что держит ситуацию под контролем, однако его заявление о том, что он лично будет следить за строительством, а средства будут выделяться под контролем кремлевских представителей в регионах, "были восприняты как признание бессилия перед лицом коррупции, разъедающей страну", отмечает корреспондент.
Впрочем, нынешняя паника отчасти вызвана политикой регионализации в сочетании с тем, что местные власти обладают слишком малыми средствами и в высшей степени подвержены коррупции. По признанию газеты "Ведомости", губернаторы любой ценой пытаются скрыть от центральных властей собственные упущения.
Новый Лесной кодекс привел к тому, что центральные власти сняли с себя полномочия по охране леса. "Уход центральной власти был по-тихому согласован Путиным. Компания Ilim Pulp, наполовину принадлежащая International Paper, где работал юристом Дмитрий Медведев, оказывала при этом существенное давление", - пишет газета. Система противопожарных водоемов пришла в упадок, количество пожарных сократилось до 22 тысяч, тогда как во Франции, территория которой в 31 раз меньше, чем у России, их 25 тысяч, сообщает журналистка.
Тем не менее премьер-министр Путин в очередной раз демонстрирует, что владеет ситуацией. "Путин оказывается на первом плане при каждом несчастном случае, потому что система устроена так, что без его вмешательства ничего нельзя сделать", - приводит издание слова аналитика московского Центра Карнеги Николая Петрова. По его словам, пожары показали, что такая ультрацентрализованная система дает сбои. В то же время он признает, что в условиях управляемой демократии позиции Путина после пожаров только укрепятся. Уже сейчас он начал тешить патриотическую жилку россиян, заявив на совещании в МЧС: "и печенеги Россию терзали, и половцы, рыцари и Великую Отечественную мы прошли. Россия все выстояла, все пережила. Конечно, сейчас тоже испытание (...) и, конечно, мы его преодолеем".