Когда российские трейдеры слышат о 2008 годе, их пробивает холодный пот: за второе полугодие того года российский фондовый рынок упал на 73%, рубль ослаб на 37%, а нефть подешевела до 40 долларов, отмечает в блоге на сайте Financial Times корреспондент Кортни Уивер.
В последние дни московский фондовый рынок и рубль тоже пострадали едва ли не сильнее всех. "Но не стоит забывать: в России ситуация могла быть намного хуже", - считает автор.
Аналитики поспешили отметить, что беда не в конкретных проблемах России, а в неопределенности на глобальных рынках и падении цен на нефть. Также они говорят, что Россия менее уязвима к волатильности рынков, чем в 2008-м. Коэффициент цена-прибыль составляет 6,4, а не 10,1, как в июле 2008 года. Риск влияния маржин-коллов на курс акций снизился. У российских компаний намного меньше зарубежных долгов, чем в 2008 году.
Правда, Кингсмилл Бонд из Citibank пророчит, что курс рубля будет следовать за ценами на нефть. Но немаловажно, что ЦБ РФ сделал шаги к плавающему курсу рубля, что позволяет абсорбировать шок от обвала цен на сырье.
"Но если события пойдут по наихудшему сценарию, России придется плохо", - пишет автор. Чтобы избежать бюджетного дефицита, необходимо, чтобы нефть стоила 120 долларов. В 2008 году эта цена составляла 60 долларов.