Евроскептики знали: различия в Европе слишком велики, и поэтому она не может позволить себе единую валюту. Поможет ли введение немецкой марки выйти из кризиса? - попытались разобраться обозреватели немецкого издания Die Welt.
"Эта мысль наверняка появлялась у Ангелы Меркель: что если мы не сможем остановить развитие кризиса и стабилизировать еврозону? Если кризис не будет остановлен, есть два варианта развития событий. Тем не менее ни один из них не представляется достаточно благоприятным, так что пока никто из федерального правительства еще не говорил об этом публично. Не надо быть экспертом, чтобы догадаться, что речь идет о трансферном союзе или расколе еврозоны", - пишут авторы статьи Даймс и Хильдебрандт.
"Какие преимущества и недостатки для Германии и Европы принесло бы возвращение к немецкой марке? В общем, все и так понятно: немцы получили бы обратно свою любимую марку, которая стала бы стабильной, как прежде. Кроме того, Германия была бы избавлена от обязательства поддерживать страны-должники - Грецию, Португалию и, возможно, даже Италию", - говорится в статье.
Однако, продолжают Даймс и Хильдебрандт, это лишь одна сторона медали: после введения своего рода марки или "северного евро" совместно с Австрией, Нидерландами и Финляндией (Франция не вошла бы в союз, так как может потерять торговых партнеров на юге), у новой валюты стремительно повысился бы золотой паритет, но при этом Германия в одночасье потеряла бы все преимущества конкуренции, которых мучительно добивалась в течение 15 лет. Заказы в сфере машиностроения будут поступать не в Баден-Вюртемберг, а в Южный Тироль и Италию. Тысячи людей лишатся рабочих мест.
Но таковы последствия лишь для германской экспортной промышленности. В тот момент, когда "северный евро" начнет укрепляться, ценность "южного евро" резко упадет. Далее: кредиты, которые за последние годы набрали южные страны, будут по-прежнему исчисляться старым дорогим курсом евро. Ввиду финансовой слабости, по причине неспособности осилить такой объем долгов, они прибегнут к частичному отказу от выплаты кредитов.
Банки, инвестиционные фонды и страховые компании понесут в течение суток миллиардные убытки. И вновь Германия будет вынуждена производить финансовые вливания для поддержания на плаву финансового сектора. Учитывая эти последствия, Европа снова окажется на грани коллапса: ввиду уровня задолженности ни одна страна не сможет воспользоваться пакетом мер экстренного спасения, говорится в статье.
"Разделение Европы будет иметь наряду с экономическими и политические последствия, рассуждают авторы статьи. Союз "северного евро", который намного меньше ЕС, на мировой политической арене отойдет на второй план в сравнении с Китаем, Индией, Бразилией и США. На встречах 20 крупнейших промышленно развитых стран мира с Германией больше не будут считаться при принятии важных решений, а лишь информировать о них (...) Предположительно, экономический рост Германии будет существенно ограничен в течение многих лет", - подытоживают обозреватели.