После краха коммунистического режима российская нефтяная отрасль претерпела уже две "великих эволюции", а теперь начинается третья, утверждает редактор отдела Восточной Европы газеты Financial Times Нил Бакли. Как сказано в свежем докладе инвестбанка "Ренессанс Капитал", отрасль вновь на распутье. Объемы добычи снижаются, необходимо приступить к дорогостоящему и сложному освоению месторождений на шельфе. Однако, несмотря на частичную реконсолидацию в 2000-е годы, нефтяная отрасль все еще поделена между 7 игроками. "Ни у кого из них поодиночке не хватает опыта и капиталов для броска на девственные территории", - говорится в статье.
Теоретически Россия может сделать шаг вперед, разрешив зарубежным гигантам сливаться с российскими или приобретать их доли, пишет автор. Но гораздо более вероятный сценарий - новая консолидация под руководством крупных российских госкомпаний, считает он.
Крис Уифер (инвестбанк "Тройка Диалог") полагает: конечная цель Путина - создание гигантского топливно-энергетического холдинга, а поручено это Сечину и "Роснефтегазу". "В глазах Путина энергоносители - основа геополитической мощи России, ее козыри, а потому они должны остаться под контролем Кремля", - добавил Уифер.
По версии аналитиков, "Роснефтегаз" объединит под своей эгидой доли в нефтедобывающих компаниях, "Зарубежнефти", "Транснефти" и даже некоторые стратегические активы в электроэнергетике.
А какая роль в новой консолидации уготована транснациональным компаниям? "Образцом почти наверняка станет альянс ExxonMobil с "Роснефтью", - полагает автор. России нужны иностранные партнеры, но их будут привлекать в качестве миноритарных акционеров или путем обмена активами и акциями.
Для России эта модель неоптимальна, считает автор: "Госконтроль может влечь за собой рост неэффективности и коррупции, а также риск, что проекты трубопроводов будут осуществляться по политическим соображениям". Но для Путина политические соображения - приоритетные, констатирует Нил Бакли.