Каждый пятый немец не может назвать ни одного из прав человека. А наиболее популярна - свобода слова
Каждый человек имеет права. Они зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека и отражены в конституции Германии. Но о правах человека знают далеко не все немцы. Почти каждый пятый не может назвать ни одной из 30 статей декларации Организации Объединенных Наций. Это показало исследование Института общественного мнения Usuma, которое представил лейпцигский университет ко Дню прав человека. 2051 респондент в возрасте от 14 до 92 лет в среднем смогли назвать только по три позиции. Самое известное из прав человека ? это свобода слова, которую упомянул каждый второй респондент.
Относительно часто опрошенные вспоминали о праве на жизнь, защиту человеческого достоинства, свободу вероисповедания и о праве на работу. Остальные 25 статей, напротив, почти неизвестны. Только каждый десятый вспомнил об избирательном праве, защите от дискриминации, праве на предоставление убежища или правах на питание и жилье. "Это ? дефицит демократического образования", - заявляют авторы исследования. Медицинский психолог Эльмар Брэлер из лейпцигского университета видит даже опасность "ползучего выхолащивания прав человека".
Ситуация в этой сфере сильно различается на Востоке и на Западе: западные немцы называли в первую очередь гражданские и политические аспекты, а экономические права, например право на работу или на социальную защиту, упоминались на Западе лишь немногими. На Востоке Германии положение обратное: здесь гораздо чаще вспоминают об экономических правах, чем о политических. Наибольшая разница в информированности населения на Востоке и Западе касается права на защиту от безработицы. В ГДР экономические права всегда были в центре внимания, на Запад же в свое время обрушивались упреки в их нарушении. Наоборот, Федеративная Республика постоянно указывала на нарушение политических прав в ГДР.
Хотя большинство опрошенных считает основные свободы очень важными, но активно защищать их готовы лишь немногие: 7% немцев "без сомнения" пошли бы на работу в правозащитные организации. Деньги на защиту свобод готовы пожертвовать только 6% респондентов.