Думающие люди дистанцируются от мифов о своей нации
Известно, что многие немцы, особенно образованные и с тонкой душевной организацией, считают своей обязанностью нести груз национальной истории. О ее последствиях до сих пор помнят ее жертвы. Так, после Холокоста у евреев в Израиле все еще нет гарантии безопасности. И те народы, которые в результате Второй мировой войны, развязанной Германией, оказались под коммунистическим гнетом и несколько десятилетий прожили в тоталитарном социалистическом обществе, все еще вынуждены мириться с опустошениями, оставленными после себя этой системой.
Но многие молодые немцы не согласны нести тот груз, который взвалили на себя старшие поколения. Как это ни парадоксально, в их число практически не входят те молодые немцы, которые тоже считают себя жертвами.
В этой связи в Германии снова и снова поднимается вопрос: не может ли немецкий народ быть таким, "как все"? Не можем ли мы - как и другие - быть "патриотами", то есть, будучи немцами, гордиться своими достижениями?
На этот вопрос у немцев есть два варианта ответов. Те, кто отвечает "нет", требуют "учиться на исторических примерах" (и, соответственно, быть лучше, чем другие, "националистические" нации). Ответ "да" исходит от тех, кто полагает, что Германия нуждается в "здоровом патриотизме" и национальной гордости, которые должны базироваться на признании немецких достижений. Этот спор склоняет некоторых к утверждению, что немцы вообще не имеют национальной идентичности.
Не дискутируя о смысле и бессмысленности этих вопросов и ответов и не провоцируя продолжение данного спора, следует отметить, что было бы хорошо, если бы жители этой страны понимали, что такое национальная идентичность и национальная гордость.
Национальная идентичность - это те представления о собственной нации, которые разделяет ее большинство. Обычно она выливается в то коллективное самодовольство, которое называется "национальной гордостью". Чего удивляться? Нации представляют собой большие коллективы, и в этом качестве они, подобно сотрудникам одного предприятия или членам одной профессиональной группы, нуждаются в позитивной идентичности. Причем чем больше и сплоченнее коллектив, тем примитивнее коллективная идентичность и тем больше в ней предубеждений. Потому как национальная идентичность обязательно базируется на самодовольных предубеждениях.
Утверждение, что у немцев не существует подобной идентичности, неверно. Наоборот: научные исследования показывают, что в Германии по-прежнему жив миф о немецких добродетелях: мол, немцы усердны, чистоплотны, точны, основательны, аккуратны, хорошо образованны. Отсюда следует вывод: немецкие автомобили лучше всех. И это ужасно, что у немцев средненькая сборная по футболу, хотя они заслуживают хорошую сборную. И, игнорируя факты, большинство немцев не хочет слышать от ненемцев ничего, кроме утверждения их в их же заблуждениях.
Восходит ли это к немецкой инфантильности или, возможно, к "особым проблемам немцев с историей "? Ни к тому, ни к другому. Вне зависимости от того, несет нация особый груз истории или нет, любая национальная идентичность аналогична идентичности ребенка. Поэтому думающие люди выстраивают собственное, рациональное отношение к нации, к которой они (помимо своей воли) относятся. Они дистанцируются от мифов о своей нации, не ноют, но и не гордятся тем, что они, к примеру, немцы, чехи или австрийцы.
Однако в Германии груз прошлого отбрасывает тень на радостную детскую процедуру самовосхваления и принижения прочих. В истории других европейских наций тоже имеются темные страницы. Это касается и их отношения к евреям. Во время Второй мировой войны некоторые недостаточно помогали осужденным на смерть, другие выдавали их палачам, третьи закрывали перед беженцами границы. Мера их ответственности иная, чем у немцев, тем не менее она существует. Однако большинство народов открытым дискуссиям предпочитает молчание.
Если в мучительном поиске немецкой идентичности и есть некоторая специфика, то это - время от времени возникающее желание иметь право делать то же, что и другие. Сегодня для этого есть хороший шанс. Он заключается в форсировании процесса построения европейского государства, которое укрепит европейскую идентичность за счет национальной. Однако большинство немцев не хотят чего-то подобного. Они предпочитают оставаться с их "нерешенными проблемами идентичности" - и вместе с тем внезапно оказываются такими же, как другие европейские нации.
Автор статьи - преподаватель сравнительной политологии в университете Регенсбурга, профессор.