Если сделка с "Юганскнефтегазом" состоится, важная рыночная реформа окажется под угрозой
В Москве не утихают разговоры, и мероприятие уже рассматривают как определяющий момент в истории российского бизнеса. Назначенная на 19 декабря продажа "Юганскнефтегаза", главного производственного филиала российской нефтяной компании ЮКОС, ознаменует собой нечто большее, чем окончательное разрушение ЮКОСа, который правительство рвет на части, требуя заплатить неправдоподобно большие налоговые недоимки в размере 26 млрд долларов. Она ознаменует собой также крупнейшую национализацию частной собственности в России с конца эпохи коммунизма. Потому что "Юганск" почти наверняка купит "Газпром", российский газовый гигант с доминирующей ролью государства.
"Участвовать в аукционе "Газпрому" велел Кремль", - говорит глава аналитического отдела "Альфа Банка" Кристофер Уифер.
Это аукцион, в котором представители "Газпрома" обещали не участвовать, пока не сменили пластинку 30 ноября. Цена будет 8,6 млрд долларов, и "Газпром" в мгновение ока получит нефтяные резервы в 11,63 млрд долларов, то есть 17% всех российских резервов. Годовые прибыли концерна, составляющие 34 млрд долларов, вырастут еще на 7,5 млрд в результате сделки, которая следует по пятам за слиянием "Газпрома" с государственной нефтяной компанией "Роснефть".
В конечном счете, после приобретения "Юганска" и слияния с "Роснефтью" "Газпрому" будет принадлежать почти четверть российских нефтяных резервов и одна пятая объема производства нефти. А впереди могут быть новые сделки. Нефтяное подразделение "Газпрома" "Газпромнефть" подтвердило, что получило от Deutsche Bank (DB ) рекомендации "покупать крупные компании, такие как "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и "Юганскнефегаз". Если дело кончится покупкой всех трех, "Газпрому" будет принадлежать не только почти весь российский газ, но и 40% ее нефтяных резервов. На просьбу о комментарии "Газпром" ответил отказом.
Что означает эта агломерация для российской экономики? Возможно, она знаменует собой конец важной экономической реформы времен президента Владимира Путина, реформы, которая нужна стране как никогда. Несмотря на рекордно высокие цены на нефть, экономический рост России замедляется. Экономика выросла на 4,5% в ноябре по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это намного ниже 7,6% ноября 2003 года. Внутренние инвестиции резко сократились, особенно в нефтяном секторе, во многом из-за атаки на ЮКОС. После того как 19 ноября было объявлено о продаже "Юганска", биржа потеряла 15% своей стоимости.
Реформаторы в правительстве Путина теперь выступают с мрачными предупреждениями по поводу того, как скажется сделка "Юганск" - "Газпром" на стремлении сделать экономику более открытой. Экономический советник президента Андрей Илларионов неоднократно критиковал разрушение ЮКОСа. Теперь в ссору ввязался Герман Греф, министр экономического развития и торговли и главный архитектор путинской программы экономических реформ. 1 декабря он осудил возможную продажу "Юганска" "Газпрому".
"Там, где есть конкуренция, участие государства неуместно", - заявил он парламенту.
Экономических советников Путина особенно беспокоят растущие аппетиты "Газпрома" в отношении новых отраслей, включая энергоснабжение. В ноябре "Газпром" приобрел 25% "Мосэнерго", энергетической компании, снабжающей Москву.
"Такие действия противоречат экономической политике правительства: либерализации и демонополизации экономики, сокращению нерыночного сектора", - заявил заместитель министра экономики Андрей Шаронов, который отвечает за реформу газовой отрасли.
Спотыкающийся гигант
Высказывания реформаторов вряд ли изменят мнение Путина и его советников, вышедших из КГБ. Это очень плохо, потому что Россия нуждается в максимально эффективных энергетических компаниях, если она хочет в полной мере реализовать потенциал своих нефтяных и газовых ресурсов. Это не то, что страна получает от "Газпрома", деятельность которого на сегодняшний день едва ли является лучшей рекламой увеличения его роли в экономике.
В то время как российские нефтяные компании, в основном - частные, сумели увеличить объемы производства на 50% с 1998 года, объем производства "Газпрома" за тот же период упал на 1,6%. Благодаря высоким мировым ценам на энергоносители доходы концерна выросли на 70% с 2001 года, когда Путин назначил президентом "Газпрома" своего союзника Алексея Миллера. Но рост по большей части съедается еще более быстрым увеличением расходов.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, занятость в российской газовой отрасли, которую представляет в основном "Газпром", выросла на 80% с 1997 по 2003 год, а производительность труда упала на 40%. Трудозатраты в газовой отрасли выросли за тот же период на 107%, тогда как в приватизированной нефтяной отрасли - только на 25%.
"Государственные компании в России снова и снова оказываются неприбыльными", - говорит Андерс Асланд, директор Евразийской программы в вашингтонском Фонде Карнеги.
Неспособность "Газпрома" снизить расходы сказывается на финансовом положении. В своей аналитической записке United Financial Group называет квартал, завершившийся 30 июня (последний, за которые опубликованы данные), "одним из худших в истории "Газпрома". Выручка без учета налогов упала на 15% по сравнению с предыдущим годом. По прогнозам банка, в этом году расходы "Газпрома" вырастут на 99% по сравнению с 2001 годом, а выручка увеличится лишь на 32%.
Не помогает и то, что "Газпром", в отличие от государственных компаний в западных экономиках, не подчиняется жесткому регулированию, которое могло бы заставить его вести себя как компания, которой движут законы коммерции. По мере роста экономического могущества "Газпрома" растет и его политическая сила, что еще больше затрудняет регулирование. В нынешней ситуации попытки министерства экономики реформировать "Газпром" бесплодны.
"Компания велика, сильна, обладает политическим влиянием, и, конечно, регулирующим органам трудно работать с ней", - говорит Шаронов.
Еще есть оптимисты, которые думают, что влияние расширения "Газпрома" будет ограниченным. По их мнению, главной целью Путина является обуздание власти олигархов, таких как главный акционер ЮКОСа Михаил Ходорковский, которые нажили богатства в результате сомнительных сделок 1990-х годов. Приобретение "Газпромом" "Юганска" - это лишь досадный побочный эффект.
"Это не первый шаг продуманной стратегии по выкупу российской нефти. Это просто удобно: российскому правительству нужен кто-нибудь, а больше никто не может участвовать в аукционе", - говорит Стивен Дашевский, глава аналитического отдела московской брокерской фирмы Aton.
Но удобство порождает гигантскую компанию, существование которой может повредить конкуренции, затормозить экономические реформы и испортить инвестиционный климат России.
"Соображения эффективности не играли никакой роли. Это было политическое и финансовое решение, поскольку власти считают, что большие деньги должно контролировать государство", - считает Евгений Ясин, ректор Высшей школы экономики в Москве, бывший министром экономики при Борисе Ельцине.
Итак, "Газпром" станет большим, сильным и пугающим, а это не то, что нужно России.