В глазах румяного и светловолосого Владимира Воронина, чья монотонная речь выдает в нем бывшего партийного аппаратчика, мелькает огонек политического азарта. Как он объяснил во время своего визита в Брюссель на прошлой неделе, его противником является Румыния, соседствующая с Молдавией, которую он возглавляет.
Воронин был министром внутренних дел советской республики Молдавия в 1989 году, когда коммунистические лидеры республики силой разгоняли многотысячные демонстрации в Кишиневе.
Сейчас Молдавия стала называть себя Молдовой и превратилась в независимую, но бедную и ослабленную страну с населением 4,3 млн жителей, подверженную давлению со стороны более сильных соседей - России и Румынии.
Воронин, по происхождению русский, стал президентом в 2001 и сначала открыто вел пророссийскую политику. Он изменил свой курс в 2003 году - в основном из-за того, что Москва поддержала Приднестровье, сепаратистский регион к востоку от Молдавии, населенный преимущественно русскими и украинцами.
Обе проблемы Молдавии, как восточная, российская, так и западная, румынская, не хотят отступать.
В Брюсселе Воронин горячо говорил о том, что он описал как попытку Румынии низвергнуть независимость Молдавии.
"Румыния не признает нашей национальной идентичности. Румыны не признают молдавского этноса и молдавского языка. С их точки зрения, у Молдавии нет своей истории", - сказал он корреспонденту Financial Times и двум другим репортерам.
"Наши нынешние отношения с Румынией очень сложны. Мы понимаем, что Румыния является членом ЕС и НАТО, и мы не можем позволить себе политических нападок на Румынию. Но мы обсуждали эту тему с нашими европейскими друзьями. Более того, в ближайшие дни я направлю послание всем лидерам стран ЕС, чтобы разъяснить ситуацию", - сказал он.
Ключевым вопросом является молдавская национальная идентичность. Многие румыны и иностранные эксперты полагают, что особых различий между румынскими и молдавскими языком и культурой не существует.
В справочнике американского ЦРУ World Factbook, который не особенно углубляется в предмет, крупнейшая этническая группа Молдавии обозначена как "Молдаване/румыны, 78,2%".
ЦРУ также определяет молдавский язык как "фактически тот же, что и румынский".
Обе статьи аккуратно обходят стороной вопрос о том, являются ли молдаване национальностью, отличной от румынов.
Большая часть современной Молдавии перешла под контроль российской империи в XIX веке, входила в состав Румынии в 1918-1940 годах и была советской республикой с 1945 по 1991 год.
По мнению Воронина, на прошлой неделе Румыния превзошла все разумные пределы, когда ее посол в Молдавии заявил, что Бухарест не подпишет соглашение, признающее современную румыно-молдавскую границу в пределах, оговоренных советско-румынским соглашением от 1947 года.
С точки зрения лидеров Молдавии, причина отказа состоит в том, что Румыния хочет оставить за собой возможность однажды заявить о своих претензиях на молдавскую территорию. Румыния уже покушается на независимость Молдавии, призывая молдаван получать румынские паспорта, отметил Воронин.
"Каждый год в Румынии учатся около 10 тысяч молдавских студентов. После окончания этих институтов молдаване возвращаются с румынскими паспортами, - сказал он. - Молдаване могут легко получить румынское гражданство. Например, любой из нас может запросить румынское гражданство по электронной почте".
Однако на вопрос, может ли Румыния поглотить Молдавию, он ответил с вызовом. "После вступления в ЕС ни одна страна не объединилась с другой. Это невозможно. Молдавия существует 650 лет и будет существовать еще шесть с половиной тысяч лет как минимум", - заявил он на прошлой неделе молдавскому телевидению.