Существует пять причин, по которым следует опасаться за будущее Обамы, пишет Сильвио Фоджоло на страницах итальянской Corriere della Sera.
Мир много ждет от Обамы. Американский президент попытался донести, что он не родился в Назарете, но, тем не менее, к его словам прислушиваются на всех континентах. Его крылья настолько приблизились к солнцу, что некоторые стали опасаться, не ждет ли его судьба Икара. Нобелевскую премию он получает за то, что только предстоит сделать, - и, безусловно, он способствовал этому клятвами, данным от Праги до Каира. Как говорится, "в начале было слово", пишет автор статьи.
Обаме досталось непростое наследство от предшественника Джорджа Буша. Обычно у президента бывает один-единственный серьезный вызов: у Линкольна - гражданская война, у Рузвельта - борьба с фашизмом, у Трумэна - сдерживание коммунизма. А Обаме в наследство досталось две войны и один финансово-экономический кризис, который чуть не привел капитализм к краху.
Обама уязвим. Он решил сохранить слишком долго сдерживавшееся обещание отстаивать равенство. Но его биография, его имя, его происхождение и образование ставят его вне главного американского политического течения. Если Рузвельт мог бросить вызов самым авторитетным представителям класса, которые считали его "своим", то Обама понимает, что предрассудки вновь могут проявиться. Он не может открыто бросить перчатку. В любой сфере ему приходится отдавать предпочтение своему природному прагматизму, будь то здравоохранение, окружающая среда, арабо-израильский конфликт, необходимость отправки дополнительных войск в Афганистан. Но, как показывает практика, этого недостаточно, чтобы уберечься от суровых нападок.
Обама хотел объединить, а не раскалывать Конгресс. Однако ему приходится иметь дело с враждебным республиканским крылом, стремящимся к реваншу. Сплочения общества вокруг партии президента так и не произошло, демократы готовы разделиться и дистанцироваться от Обамы, еще больше усугубляя его одиночество.
Кроме того, Обама столкнулся с осторожностью и трусостью европейцев, с недальновидностью Израиля, авторитарными и амбициозными режимами, как Иран, например, не способными добиться признания без внешнего врага, с желанием реванша со стороны путинской России. Не говоря уж о Китае. Благородно протянутая рука Обамы повисла в воздухе. Между тем, как говорит Фауст, что в основе всего - не слово, а дело, пишет в заключение автор статьи.