Вежливый консультант по налогам стал символом "яростного конфликта между Россией и Западом в сфере демократии и верховенства закона". Нисколько не обрадовавшись своему новому торговому статусу в США, Кремль пригрозил жестким ответом на "Закон Магнитского", обвинив Запад в лицемерной трактовке вопроса о правах человека, пишут СМИ.
Спустя три года после своей смерти этот вежливый россиянин, консультант по вопросам налогообложения, стал влиятельной фигурой в мировой политике, пишет The Washington Post, подразумевая юриста Сергея Магнитского. Закон, названный в честь Магнитского и принятый Конгрессом США, - это выговор, объявленный России за нарушения прав человека, а сам Магнитский - символ "яростного конфликта между Россией и Западом в сфере демократии и верховенства закона", говорится в комментарии Кэти Лалли.
Историю Магнитского упорно рассказывал в Вашингтоне Уильям Браудер, глава инвестфонда. Он вел свою кампанию столь же рьяно, как когда-то сколачивал капитал в России. Автор поясняет: "Этот управляющий инвестфонда заработал миллионы для своих клиентов, инвестируя в недооцененные компании, а затем отстаивая права акционеров: тем самым он добивался, чтобы управление компанией улучшалось и курс ее акций рос. Многие россияне до сих пор думают, что в этом способе заработка есть что-то нехорошее".
К минувшей пятнице дело Магнитского разрослось до серьезной проблемы в международных отношениях: глава МИД Лавров заявил, что американцам, виновным в нарушениях прав человека, запретят въезд в Россию, сообщает Лалли.
"Американский Сенат наносит оскорбление России", - утверждает Лора Мандевиль, постоянный автор Le Figaro. Россия наконец дождалась отмены поправки Джексона-Вэника, но есть одно большое "но": американские сенаторы заменили ее на "Закон Магнитского", ставший серьезным оскорблением для режима Владимира Путина. Как сказал о власть предержащих один из представителей российской оппозиции Владимир Рыжков, бывший парламентарий: "Все эти ребята имеют интересы за пределами России, и детей, которые ходят в американские или британские университеты". Дамоклов меч запрета на въезд на американскую территорию задевает их личные интересы; тем самым США как бы получают право контроля за происходящим внутри России, констатирует автор статьи.
"Белый дом с его "перезагрузкой" отношений с Россией первоначально пытался помешать принятию "Закона Магнитского", убежденный, что Россия еще понадобится ему, в частности для давления на Иран. Но теперь администрация, похоже, смирилась с очевидным провалом своей российской политики: в последний год внутрироссийский режим ужесточился и практически автоматически выросла напряженность в двусторонних отношениях", - пишет Лора Мандевиль. В момент голосования в Сенате Хиллари Клинтон из Лондона осудила попытки российского режима ресоветизировать Восточную Европу и Центральную Азию.
Вопрос в том, в какой степени администрация Обамы, поглощенная собственным экономическим кризисом и крайне рискованными беспорядками на Ближнем Востоке, захочет и сможет заниматься вопросами России и постсоветского пространства, замечает журналистка.
"Теоретически этот шаг Конгресса, придавший России статус нормального торгового партнера и наконец покончивший с санкциями 38-летней давности, мог бы положить начало новой эре более благоприятных связей между бывшими противниками в холодной войне. Вместо этого действия Конгресса вызвали взрыв негодования", - пишет московский корреспондент The New York Times Дэвид Хершенхорн.
Новый закон вводит жесткие санкции против граждан России, несущих ответственность за нарушения прав человека, запрещая им въезд в США и замораживая их финансовые счета. "Нисколько не обрадовавшись своему новому торговому статусу, Кремль отреагировал жестко, пообещав принять ответные ограничительные меры и обвинив США и их европейских союзников в лицемерной трактовке вопроса о правах человека", - отмечает Хершенхорн.
"Закон Магнитского", тем не менее, заслужил похвалу некоторых наиболее рьяных критиков президента Путина, замечает автор статьи. "Хоть где-то в мире накажут убийц нашего согражданина", - сказал блоггер Алексей Навальный.
Вновь вспыхнувшие разногласия ухудшают отношения, и так весьма напряженные в последние месяцы, пишет журналист, перечисляя причины для противоречий в российско-американских отношениях: это сирийский вопрос, размещение системы ПРО в Европе, наступление на оппозицию и НКО в России.
Издание приводит заявление российского МИДа о том, что, если отношения и ухудшились, то по вине Америки. Российские официальные лица саркастически замечают, что США также виновны в нарушении прав человека: указывают на случаи насилия в Ираке, Афганистане и Ливии, а также в тюрьме в Гуантаномо, пишет Хершенхорн.
"Закон Магнитского" принят слишком поздно в том, что касается "моей собственной семьи", пишет в Foreign Policy Дилан Дж.Уильямс, директор по связям с правительством некоммерческой организации J Street (США).
Уильямс рассказывает историю Шамиля Гасанова из Махачкалы, убитого в ноябре. Не веря в официальную версию российских властей, автор утверждает, что она обнажает "ужасные факты о ширящейся государственной практике злоупотреблений, коррупции и репрессий в России". Уильямс советует властям США задуматься, не слишком ли дорого обходятся выгоды от нормализации торговли с Россией.