Публикация сайтом WCITLeaks предложений России относительно пересмотра действовавших до сегодняшнего дня принципов управления интернетом заставила российские власти переформулировать наиболее спорные позиции, заявил в интервью Le Monde сотрудник Центра изучения России при Французском институте международных отношений (IFRI) Жульен Носетти. В частности, Россия предлагала предоставить странам-членам Международного союза телекоммуникаций "равные права в управлении интернетом", что было истолковано как желание передать мировое управление Сетью в руки ООН, то есть в конечном итоге - под контроль государств. Впрочем, констатировал Носетти, у российских властей нет консенсуса в этом вопросе: "Первая версия документа, где упоминалось о регулировании интернета МСЭ, была составлена в администрации президента и Совете безопасности - двух структурах, не отличающихся снисходительным отношением к цифровым технологиям. Второй проект был написан командой молодого министра связи Николая Никифорова, для которого интернет не ограничивается вопросами суверенитета и кибербезопасности, - подчеркнул эксперт. - С другой стороны, российские власти добились своего - усиления политизации вопросов управления интернетом".
Носетти напомнил, что Россия традиционно поддерживает МСЭ, проводя в рамках этого ооновского организма политику влияния и рассматривая его как единственный эффективный инструмент отстаивания собственных позиций в вопросах управления интернетом. Что касается американской ICANN, то в ее работе принимают участие скорее "технари", нежели политики, и в ней влияние России ограничено, поэтому Москва призывает к прекращению монополии ассоциации в регулировании вопросов, связанных с доменными именами и IP-адресами.
"На международном уровне Россия возмущена тем, что она считает американским контролем над инфраструктурами и Сетью. Для российских властей Google и Госдепартамент - одно, - подчеркнул эксперт. - Регистрация кириллических доменных имен в ICANN и многочисленные попытки (неудачные) запустить "национальный поисковик" также свидетельствуют о стремлении к территориальному перераспределению полномочий".
Традиционно Москва и Пекин стоят на близких позициях в вопросах регулирования интернета и кибербезопасности, отметил также Жульен Носетти. Активную позицию в этом вопросе занимают и остальные страны БРИКС. Кроме того, Россия рассчитывает на поддержку арабских стран, Турции и Ирана, в различной степени стремящихся взять под свой контроль национальные сегменты интернета и наделить МСЭ ролью жандарма в вопросах управления Сетью. Парадоксально, но российская позиция более открыта, нежели позиция Китая: "Кремль не может позволить себе остаться без коммерческих потоков и западноевропейских инвестиций в технологический сектор. Следует также учитывать, что российские цифровые компании все чаще бывают представлены за границей, а их венчурные компании активно приобретают доли в новых западных компаниях", - подчеркнул Носетти.