32 газеты по всему миру, включая Frankfurter Allgemeine Zeitung, опубликовали адресованное международному сообществу обращение писателей. Они протестуют против систематического сбора персональной информации в интернете и призывают ООН заключить Международную конвенцию о цифровых правах. В пояснительной записке к тексту сказано, что под ним подписались 560 писателей из 83 стран, включая Умберто Эко, Тома Стоппарда, Джонатана Литтела и Гюнтера Грасса. Полный список помещен под текстом воззвания, выдержки из которого приводятся ниже.
"Неприкосновенность личности - это один из столпов демократии. Но человеческое достоинство простирается за границы его тела. У всех и каждого есть право на свободу и неподнадзорность в мыслях и частном пространстве, письмах и разговорах. Между тем это экзистенциальное право человека совершенно не соблюдается, поскольку государства и корпорации массово злоупотребляют технологическими новшествами для осуществления надзора".
"Человек, за которым наблюдают, никогда не бывает свободным; а общество в условиях постоянного наблюдения не может быть демократическим. Поэтому наши основополагающие демократические права должны осуществляться в виртуальном пространстве точно так же, как и в реальном".
"Слежка - это воровство. Потому что эти данные не являются общественным достоянием. Они принадлежат нам. А когда они используются для прогнозирования нашего поведения, у нас крадут и еще кое-что: свободу воли, обязательное условие существования свободы и демократии".
"Мы требуем для всех граждан права голоса при решении вопроса о том, в какой мере и кем их личные данные будут собираться, храниться и обрабатываться; права знать, где и с какой целью собираются их данные; права удалять такую информацию, если она была собрана и хранилась без законных оснований. Мы призываем все государства и корпорации уважать эти права. Мы призываем всех граждан встать на защиту этих прав. Мы призываем Организацию Объединенных Наций признать первоочередную важность гражданских прав в цифровой век и принять обязательную к исполнению Международную конвенцию о цифровых правах. Мы призываем правительства всех стран признать эту конвенцию и придерживаться ее".
Помимо текста воззвания Frankfurter Allgemeine Zeitung публикует интервью с немецкими писателями Ильей Трояновым и Юли Цее, которые относятся к числу его инициаторов.
Сбор подписей проводился без участия каких-либо писательских организаций, через личные знакомства, а также при помощи издательств, литературных агентов и переводчиков. "Так снежный ком и покатился", - рассказала Цее.
Отказов, по словам Цее и Троянова, было около двадцати. Большинство из тех, кто не захотел ставить свою подпись, мотивировали это тем, что в принципе не подписывают никаких обращений. Другие говорили, что подобные открытые письма ничего не изменят. Третьи предъявили контраргументы по существу - Троянову они убедительными не показались. Один человек отказался на том основании, что в XXI веке никакой частной жизни уже нет и защищать ее бесполезно. Наконец, еще один человек сказал, что считает слежку хорошим делом - "он из России, а там же в интеллектуальной среде существует традиция государственничества", пояснил Троянов.
Были отказы и среди изданий, которых Троянов и Цее приглашали присоединиться к акции. По словам Цее, американская The Washington Post назвала ее "очень провокационной. Мы чуть не умерли со смеху".
У обращения нет конкретного адресата, отметила она. "Мы вполне сознательно на это пошли. Поэтому мы и не называем этот документ петицией... Генсек ООН в одиночку не может решить эту проблему, Совет Безопасности тоже. Нужно, чтобы произошла перемена в менталитете. Преобразование общественного сознания как в случае с защитой окружающей среды... Если мы, интеллектуалы, сейчас поднимемся и вслух выскажем свое мнение, это воодушевит остальных, и они сделают то же самое. Мы знаем, что это работает".
Оба собеседник Frankfurter Allgemeine Zeitung признались, что организационные хлопоты в последнее время не оставили им времени для творчества. "Когда возникает такая острая угроза первостепенным ценностям общества, никто не должен самоустраняться от политики, в том числе писатель, - убежден Троянов. - В такие моменты нужно спросить себя, можно ли устранить эту угрозу удачным стихотворением. Сомневаюсь, что это возможно". Цее, по ее слова, в какой-то момент поняла: "Не могу больше об этом писать. Все важное уже продумано, сказано, записано и проанализировано. Пора действовать".
В отдельной статье для Frankfurter Allgemeine Zeitung свою точку зрения изложил российский писатель Виктор Ерофеев, чье имя также есть в списке подписавшихся под обращением.
Ерофеев начинает с тезиса, что писатель как публичное лицо должен быть готов к повышенному вниманию со стороны государства - это внимание можно считать мерилом его писательской независимости. Он вспоминает, как в период подготовки литературного альманаха "Метрополь" за ним следил КГБ: "Я был молод. Я был горд, что даю этим людям работу. Писателю нельзя быть другом государства".
"Как писатель я не боюсь государственного надзора... Но одно дело писатель, а другое - обычный гражданин, - продолжает писатель. - Как гражданин я ненавижу саму идею слежки со стороны государства и считаю, что это мы должны следить за государством, потому что от него можно ожидать любой подлости, а не наоборот".
Как же отделить полезную слежку, которая нужна для предотвращения терактов, от тех случаев, когда террористическая угроза используется лишь как повод? "Ответа на этот вопрос нет, потому что государства никогда не дают однозначных ответов", - заключает Ерофеев.