Есть такой черный русский анекдот про переговоры экипажа сбитого российского бомбардировщика с турецкими ПВО, пишет колумнист немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Керстин Хольм. Звучит он так: "Мы можем немного здесь полетать и сбросить бомбы?" - спрашивают русские. Турки отвечают отрицательно. "Ой, да ладно, мы можем сказать, что это был кто-то другой!" - продолжают пилоты. Турки предупреждают, что будут стрелять. "Перестаньте! Ну что, значит договорились?" - "Нет". - "Как же так, вы нас сбили!" - "Но мы же вас предупреждали". - "Это удар в спину".
Российская власть, как считает российский политтехнолог и независимый аналитик Глеб Павловский, "стремится к полной свободе - свободе действий для себя без учета чужих ценностей и того, что написано в договорах мелким шрифтом". Возможно, именно поэтому "Павловский видит в сирийском конфликте карточную игру в покер со многими неизвестными, при которой блеф может резко сместить акценты и разоблачить "кухню" конкурентов". И в этом ближневосточном военном покере "Эрдоган пока что уверенно превосходит своего русского брата по неоимперскому духу Путина", уверен аналитик, отмечающий, что обоим политикам из-за своей слабости пришлось вести гибридную игру, т.е. они активировали чужие, не подконтрольные им карты да еще и против вымышленных врагов.
"Сбив российский самолет, "султан" искусно разыграл карту своего членства в НАТО ради того, чтобы поставить крест на военном наступлении "царя" на своем шахматном поле, - приводит Хольм точку зрения Павловского. - А глава Кремля с помощью саморазрушительных санкций, которые должны стать ответом, придумал рецепт уничтожения России: необходимо создать ситуацию, при которой глава государства теряет лицо, и одним махом уничтожить последние остатки отечественной экономики".
Россия, как подчеркивает Хольм, является государством-троллем. Под этим подразумевается "режим, который заменяет свою конструктивную деятельность информационно-технологической иммунной защитой". Россия, в частности, "вкладывает значительные средства в создание медийных параллельных миров: бесчисленные телеагитаторы, огромная армия проплаченных интернет-троллей ежедневно изобличают западное общество в лицемерии, обливают грязью критиков российской власти и умаляют материальные и моральные дефициты в самой России". "По негласному соглашению с обществом Кремль выискивает очередную актуальную угрозу, направляет туда всегда имеющееся в избытке народное недовольство и выставляет себя в качестве защитника", - подчеркивает Хольм.
Между тем в своем последнем обращении к нации Путин говорил не о пятой колонне и внутренних врагах России, как в прошлом году, а о терроризме, особенно о том, выгоду из которого извлекает руководство Турции. "Но эта маска плохо сидит, - констатирует Хольм. - Даже если предположить, как писал российский журналист Владимир Варфоломеев, что обвинения российского Минобороны относительно того, что Эрдоган покупает нефть у ИГИЛ, являются правдой, тогда почему еще месяц назад пособника террористов так радушно принимали в Москве во время открытия новой мечети и даже желали ему переизбрания?" На самом деле своего реального врага система, как считает Павловский, "видит у себя в стране, причем им являются не либералы, а все население России, в котором власти видят хаотическую кучку, состоящую из грубиянов-нигилистов, бунтарей-дальнобойщиков, преступной молодежи и сумасшедших пенсионеров, которые только и ждут того, чтобы уничтожить государство".
Но корабль государственности из-за действий своего капитана, сколотившего экипаж и всю дорогу желавшего отвлечь внимание от плохого снабжения на борту, налетел на айсберг, пишет писатель Дмитрий Быков, который так же, как и Павловский, убежден в том, что нынешняя эпоха быстро движется к своему концу. И истерика экипажа, управляющего кораблем, показывает, что это ясно и ему самому, добавляет Быков. "Но поведение пассажиров "Титаника" никак не влияет на его судьбу. Оно интересно лишь для истории", - заключает автор.