Вчера по всем телеканалам была показана видеозапись, которая еще больше сгустила атмосферу загадочности вокруг "дела Бабицкого", бросившего тень на руководителей государства. "Сегодня 6 февраля 2000 года. У меня все относительно хорошо. Люди, которые находятся рядом со мной, пытаются мне помочь", - говорит Бабицкий. Он говорит усталым голосом, взгляд его рассеян.
35-летний журналист Радио "Свобода" был единственным российским журналистом, который освещая чеченский конфликт, был на стороне чеченцев. Его репортажи о слепых бомбардировках, о жертвах среди мирного населения, о потерях федеральных сил вызывали раздражение российского руководства. В середине января он был арестован, когда пытался выйти из Грозного, и согласно официальной версии, был обменян на российских солдат, попавших в плен. С 3 февраля, когда состоялся обмен, Бабицкий не давал о себе знать. Видеозапись обмена, сделанная сотрудниками ФСБ, запечатлела момент передачи Бабицкого людям в камуфляжной форме: Бабицкий идет по дороге в сопровождении солдат, ему навстречу идут два российских солдата. Согласно информации, распространенной Москвой, Бабицкий был запрошен одним из чеченских командиров и подтвердил письменно свое согласие на обмен, выразив радость вновь оказаться рядом со своими чеченскими "друзьями".
Но этот сценарий оказался неудачным, - отмечает автор статьи. Бабицкий выглядит подавленным и встревоженным. Он говорит в камеру, что "он устал после ночи, проведенной в тюремном фургоне". Ни слова он не говорит о соглашении, которое подписал, и даже не пытается успокоить семью. Наконец, человек в маске, которому его передают - чеченцы не носят маски, - грубо хватает Бабицкого за руку. Бабицкий, готовивший репортажи о первом чеченском конфликте, "знал, что хороший военный репортер - живой репортер", - сказал шеф московского бюро Радио "Свобода" Савик Шустер. "Он всегда заботился о своей безопасности, - продолжает Шустер, - Если он согласился на этот обмен, значит, он оказался в безвыходном положении". По словам адвоката Генри Резника, в этом деле слишком много тумана. "Что касается даты ареста, то вначале нам называли 16, 18, 23 января, а теперь уже говорят о 26 января. Неизвестно точно, кто его арестовал и кто совершил обмен. Нам не назвали имени следователя, которому поручено вести это дело. Мы не имеем доступа к материалам следствия".
Не вызывает сомнения лишь то, что законность нарушена на всех уровнях. После своего ареста Бабицкий не имел возможности связаться с семьей или адвокатом. После того, как ему было предъявлено обвинение в "участии в незаконном вооруженном формировании", 31 января он был отпущен под подписку о невыезде. А уже через три дня он оказался на чеченской дороге для "обмена" в качестве заложника. Его, российского гражданина, передали чеченцам. Он, якобы согласился на это, находясь в здравом уме, но письмо, написанное с орфографическими ошибками и исправлениями, не имеет никакой юридической силы.
После того, как коллеги журналиста проанализировали всю имеющуюся информацию, можно более или менее точно восстановить ход событий, начиная с 15 января - тогда Бабицкий в последний раз связался с редакцией, чтобы сообщить о том, что покидает Грозный. Он был арестован на выходе из Грозного представителями вооруженных формирований Беслана Гантамирова. Бабицкий был жестоко избит и затем доставлен в местное управление ФСБ. Затем журналист был переправлен в фильтрационный лагерь в районе Чернокозово, бывшую тюрьму строго режима, где допрашивают подозрительных чеченцев. Согласно рассказам матери одного заключенного, который короткое время находился по соседству с Бабицким, "его заставляли долго и громко петь". Затем состоялся "обмен".
Выступая перед прессой, Шустер заявил: "Владимир Путин обо всем знал. Он следил за событиями и дал свое согласие на эти действия." Бывший глава ФСБ, сделавший карьеру в КГБ, довольно близок к генералитету. После получения огласки, эта история может стать делом государственной важности. Российская пресса, в большинстве своем поддерживающая войну в Чечне, встала на сторону Бабицкого. Также, как и правозащитные организации, российские СМИ заявляют об угрозе, нависшей над свободой печати. И так как все задают себе вопрос о том, каково истинное лицо Путина, наиболее вероятного победителя на предстоящих 26 марта президентских выборах, превышение полномочий, имевшее место при расследовании дела Бабицкого, может привести к нежелательным последствиям для нынешнего режима.
Появляются все новые и новые версии происшедшего. Военные ненавидели Бабицкого, давнего борца за права человека. Он работал на американскую радиостанцию и в ходе первой чеченской войны наладил контакты с чеченскими полевыми командирами. "Русские должны узнать, что Радио "Свобода" встала на сторону чеченцев, - говорилось в сообщении официального пресс-центра от 27 декабря, после того, как был передан один из репортажей Бабицкого. - Скоро Бабицкий сменит профессию и станет одним из палачей в группировках Басаева и Хаттаба".
Распухшее лицо. В ходе допросов с ним могли плохо обращаться и убедить в том, что он спасет свою жизнь, если согласится на обмен. Военные, таким образом, доказали, что он работал на чеченцев, и освободили пленных, что им особенно на руку в предвыборный период. Его также могли отдать на расправу формированиям Гантамирова. По сообщению Радио "Свобода",7 февраля его видели в Гудермесе: с опухшим лицом и одежде, запачканной кровью.
"Министр иностранных дел" Чечни Илия Ахмадов категорически опроверг вчера вечером информацию о том, что журналист находится в одном из подразделений чеченских боевиков. "Есть данные, согласно которым, Бабицкий находится в Гудермесском районе, который мы не контролируем", - уточнил Ахмадов.
Путин вчера вновь заявил, что вступает за свободу прессы. 4 февраля, в ходе встречи с семью главными редакторами, он заговорил о "деле Бабицкого". "Теперь ему страшно, он поймет, у кого он находится", - заявил он в ответ на вопрос об "обмене". - Главное - это освобождение наших солдат".