Секс, убийство и религия... С середины января Швеция с волнением следит за развитием истории, проливающей свет на одну из протестантских "свободных Церквей", этот очаг пуританизма в стране, считающейся одной из самых секуляризированных стран мира. Главное действующее лицо в этой истории - небольшая пятидесятническая община деревни Кнутбю, в 80 км к северу от Стокгольма.
В этой лесистой и заснеженной глуши в симпатичном голубом домике разыгралась трагедия. Ночью в собственной кровати была застрелена 23-летняя женщина - жена одного из шести пасторов общины. На рассвете двумя пулями, выпущенными из того же револьвера 38 калибра с глушителем, был тяжело ранен сосед. Вскоре была арестована молодая девушка. Она призналась в убийстве и покушении на убийство. Она работала нянькой в семье пастора, но явных мотивов для совершения преступления не просматривалось.
Излишняя самостоятельность. Вскоре шведская общественность узнала о непростых отношениях, существующих между членами этой весьма закрытой общины. Наряду с людьми, связанными супружескими узами, в ней живут и "свободные пары". Уже это довольно странно для пуританской среды, в которой почитают Библию и представители которой считают себя более "хорошими христианами", чем все остальные.
Выяснилось, что жена тяжело раненного человека была любовницей пастора. Полиция, несколько дней тому назад арестовавшая преподобного и его пассию, уверена, что именно они замыслили убийства и "послали" няньку на осуществление своего замысла.
Теперь Кнутбю попала под пристальное внимание общества. И первыми, кто выступил с комментариями, стали сами пятидесятники, которых в 489 автономных приходах насчитывается около 90 тысяч человек: община Кнутбю, с гневом говорят они, превратилась в секту. Детей в ней отрывали от родителей. Арестованный пастор единолично решал, кто на ком должен жениться.
"Это не имеет с нами ничего общего!" - говорят пятидесятники, встревоженные подобными - возможно, не единичными - случаями, которым способствует излишняя самостоятельность приходов.
Мрачный роман. Выяснилось, что держать 90 прихожан под строгим контролем пастору помогала таинственная и властная "Кристи бруд" - самозваная "Христова невеста", которая является... сестрой убитой женщины. Газеты продолжают печатать этот "мрачный роман" с продолжением, публикуя иногда по 15 страниц текста в развитие сюжета.
"Этот скандал чрезвычайно занимает шведов, так как он разгорелся в среде, проповедующей идеалы, диаметрально противоположные тому, что произошло в Кнутбю, - отмечает Сёрен Вибек, бывший пастор-пятидесятник, а ныне журналист, пишущий на религиозную тематику. - Обычно мирная жизнь "свободных Церквей", будь то пятидесятники, методисты или баптисты, проникнута духом любви, взаимопомощи, правды. Все эти ценности оказались поставлены под вопрос детективной историей, произошедшей к Кнутбю".
Шок у общественности вызывает не только контраст между благочестивым имиджем пятидесятников и жестокой реальностью, но и тем привилегированным положением, которое занимают "свободные Церкви" в Швеции.
Чтобы понять причины этого, следует вспомнить, что представляла собой крестьянская, бедная и погрязшая в алкоголизме Швеция середины XIX века. Это была эпоха, когда еще только закладывался фундамент современной Швеции. В стране набирали силу три течения, которым суждено было сформировать облик будущего государства: рабочее движение, антиалкогольные лиги и... "свободные Церкви". Появление этих организаций, возникших под влиянием пасторов из Америки и Великобритании, стало реакцией на засилье могущественной и репрессивной "Шведской Церкви" - официальной лютеранской государственной Церкви, остававшейся тесно связанной с властью вплоть до 2000 года.
Эти сепаратистские Церкви получили широкое развитие благодаря шведским эмигрантам, уезжавшим в Америку в середине XIX - начале XX века (в этот период эмигрировало 20% населения страны). Именно там, за океаном, эмигранты открыли для себя "движения пробуждения". В городах и деревнях различные конгрегации стали строить храмы, в которых велась работа с молодежью и проповедовался моральный образ жизни.
"Многие из этих "движений пробуждения ныне интегрировались в Шведскую Церковь, - рассказывает Пер Олаф Энквист, описавший в своей книге "Путешествие Льюиса" эволюцию пятидесятнического движения в Швеции. - Некоторые из них, трудясь над созданием более справедливого общества, активно сотрудничали с социал-демократами. До сих пор практически все шведские круги, будь то политики, деятели СМИ или культуры, сохраняют связи с этими Церквами, а их представители находятся во всех эшелонах власти".
"Библейский пояс". Хотя число их последователей сокращается, десяток "свободных" протестантских Церквей по-прежнему составляет неотъемлемую часть шведского пейзажа. На юге страны до сих пор существует то, что называют "Библейским поясом". На политической сцене их естественным представителем выступает Христианско-демократическая партия. На последних парламентских выборах (2002 года) эта партия, созданная в 1964 году по инициативе пятидесятников, встревоженных появлением планов сокращения преподаванием религии в школе, набрала 9,1% голосов.
"Но они есть также и среди левых, и среди консерваторов, - подчеркивает Сёрен Вибек. - Я не думаю, что некоторые из этих Церквей могли бы так же свободно действовать во Франции, где их заподозрили бы в сектантстве. Но в Швеции они прекрасно интегрировались в общественную жизнь".