Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 февраля 2005 г.

Ариэлла Тедрель | Le Figaro

Иоанн Павел II - гордость посткоммунистической Польши

Каждый год 250 тысяч паломников приезжают в Вадовице - тихий городок у подножья Карпат, на берегу реки Скава, ровно на полдороге между Краковом и Освенцимом. Он ничем не выделялся бы из числа других городков, если бы 84 года назад в нем не родился самый выдающийся из поляков.

Вадовице - своего рода "Иоанн-Павел-лэнд". Больница и детский имени Иоанна Павла II, спортивный клуб "Кароль", приют для матерей-одиночек имени Эмилии Войтылы (его матери), дом престарелых имени Эдмунда Войтылы (его брата) - все здесь связано с Папой, практически уже канонизированным.

Каждый год 18 мая, в "День Вадовице", на площади Иоанна Павла II отмечается день рождения сына страны: фанфары, месса на открытом воздухе и поэтический конкурс. 16 числа каждого месяца церковь Девы Марии заполняется прихожанами, отмечающими день его восшествия на папский престол. Родной дом Папы превращен в музей. Не отстают и кондитерские: каждая из них утверждает, что только она выпекает настоящую "папскую кремовку" - пирог, который Иоанн Павел II очень любил в детстве.

Вадовице, где Кароль Войтыла жил до 18-летнего возраста, - это Польша в миниатюре. Культ личности, развившийся здесь совершенно спонтанно, заразил всю страну. Нет ни одного польского города, в котором не было бы улицы Иоанна Павла II, школы имени Иоанна Павла II или хотя бы бюста в его честь. Каждая книга о нем становится бестселлером. "С годами Иоанн Павел II стал иконой, мифом", - говорит Адам Бонецкий, главный редактор католического еженедельника Tygodnik Powszechny, одним из редакторов которого в самом начале 50-х годов был некто Кароль Войтыла.

В Кракове существует "Круг друзей Папы" (Srodowisko), объединяющий самых преданных друзей Папы. Это два десятка семей, имевших счастье лично знать Кароля Войтылу, или просто Лёлека, в его молодые годы. Зофья - одна из них. Она вспоминает, что ее тяжело больному отцу стало намного лучше после личной аудиенции у Лёлека. Верная духу Декарта, Зофья предпочитает не называть это чудом. Она просто говорит, что Иоанн Павел II - это "человек, от которого исходит свет".

Коммунистический режим в Польше рухнул 16 лет назад. За это время авторитет Католической церкви, долго бывшей единственной защитой от коммунизма, несколько потускнел. Но она остается могущественным институтом. Более 90% поляков сегодня объявляют себя католиками, из них 50% соблюдают все религиозные обряды. По воскресеньям костелы полны прихожан.

Вопросы о безбрачии священников или о возможности получения сана женщинами, живо обсуждаемые в других странах, здесь не поднимаются. Тем не менее многие поляки позволяют себе открыто критиковать Церковь за вмешательство в общественную жизнь, за сектантское поведение некоторых священнослужителей, за кампанию по запрету абортов (этот вопрос для Польши является исключительно болезненным). Как ни парадоксально, полемика никогда не затрагивает Папу лично. Его нежелание менять церковную доктрину и консерватизм в вопросах морали остаются запретными темами.

"Иоанн Павел II неприкосновенен, - подтверждает этот факт журналист Северин Блюмштайн, - ибо связь между ним и поляками носит очень эмоциональный характер". Критиковать его считается чуть ли не святотатством. "Однажды, - рассказывает Адам Бонецкий, - один из наших журналистов написал, что Папа оставляет трудное наследство Римской курии. Эта невинная, в сущности, ремарка вызвала настоящий скандал".

И хотя поляки безгранично любят "своего" Папу, они не чувствуют себя обязанными во всем следовать его указаниям. Пользоваться презервативами и ходить в церковь - в этом для них уже нет никакого противоречия.

"Папа - интеллектуал, - поясняет Адам Бонецкий. - Когда он был архиепископом Краковским, его проповеди, возможно, и были несколько консервативными, но верующие толпами ходили на мессы, которые он совершал. В глазах поляков его личные качества всегда ценились больше, чем его пастырские наставления".

Агнешка, не причисляющая себя к верующим, говорит то же самое: "Для меня не так уж важно, является ли он моральным авторитетом. Это человек, который страдает. Прав он или нет в своем намерении идти до конца, не знаю. Во всяком случае, он демонстрирует исключительную силу духа".

Чувства симпатии и восхищения, которое поляки всех поколений испытывают к Иоанну Павлу II, сделали Папу человеком, без ссылок на авторитет которого не обходится ни один политик. "В Польше, - с иронией говорит епископ Тадеуш Перонек, председатель Комиссии по конкордату (договору о положении о правах и обязанностях Католической церкви в государстве. - Прим. ред.), - бывшие коммунисты превратились не только в демократов и сторонников рыночной экономики, но и в последователей Иоанна Павла II". Ни бывшие аппаратчики, ни активисты "Солидарности" не упускают случая выказать симпатию к самому великому из поляков.

Эффект Иоанна Павла II сказывается и в самой Церкви. Именно под давлением Папы она - после долгих колебаний - высказалась за вступление Польши в Европейский союз. Инициатор "нерушимого союза" с еврейским народом, Папа, если верить Тадеушу Перонеку, "в значительной мере изменил отношение Церкви к этой общине".

Но в Иоанне Павле II видят не только харизматического Папу, но и величайшего героя в истории Польши. Как отмечает Адам Бонецкий, "он воплощает в себе все страдания этой страны". Этой Польши, которую столько раз терзали и делили между собой хищные державы при полном равнодушии окружающих. Долгое время эта униженная страна, в которой нация и религия составляли одно целое, считала себя забытой остальным миром. Кароль Войтыла, первый в истории польский Папа, во многом способствовал исчезновению этого ощущения одиночества.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru