Корреспондент The Independent встретился с палестинскими контрабандистами, которые доставляют апельсины, аккумуляторы и крышки для бутылок на осажденную территорию.
Они - это настоящее сопротивление. Они - легкие, которыми дышит Газа. Разумеется, по их подземным туннелям должны поступать и ракеты, и автоматы Калашникова, и взрывчатка. Но большей частью они перебрасывают в Газу жизненно важные товары: свежее мясо, апельсины, шоколад, рубашки, игрушки, сигареты, свадебные платья, бумагу, легковые автомобили в разобранном виде, аккумуляторы и даже крышки для пластиковых бутылок. "Туннельщики" подвергаются бомбардировкам со стороны израильтян, гибнут в собственных обрушающихся туннелях - а теперь им еще и предстоит столкнуться с новой египетской стеной и даже со страхом затопления. Возможно, для израильтян они террористы - неразборчивое употребление этого слова в наши дни лишило его смысла, - но для палестинцев Газы они герои. И богачи.
"Разумеется, я боюсь египетской стены, - утверждает Абдул-Халим аль-Мохмен, сидя у огня у входа в свой туннель. - Они пустят вниз воду. Как нам с этим бороться? Мы утонем".
Египтяне, верные своим соглашениям с Израилем и с ближневосточным "квартетом", заявили в прошлом месяце, что построят стену между сектором Газа и Египтом, чтобы разрушить и закрыть туннели "террористов". Похоже, аль-Мохмен всерьез обеспокоен египетской инициативой.
"Если они затопят наш туннель, опасности возрастут, - говорит он. - Чтобы выбраться из туннеля, нужен час, если передвигаться на четвереньках. Когда израильтяне начинают бомбежку, мы пробираемся к египетскому концу - израильтяне не будут бомбить египетскую территорию - но если египтяне нас остановят, мы попадем под обстрел в случае обвала туннеля".
Туннели приносят выгоду движению "Хамас", которое, по оценкам неправительственных организаций, забирает 15% прибыли контрабандистов, и позволяют Газе продержаться на плаву. Палестинскую бедноту, разумеется, должна кормить ООН. Так что туннели являются не только сетью кровеносных сосудов между Газой и Египтом, но и вопиющим проявлением международного лицемерия, пишет автор статьи Роберт Фиск.