Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 февраля 2015 г.

Эндрю Хиггинс | The New York Times

Победить Россию в ее игре "в долгую": немец, когда-то друживший с Путиным, старается отсудить конфискованные активы

Немецкий предприниматель и консультант по безопасности Франц Й.Зедельмайер может посоветовать, как иметь дело с президентом Путиным и Кремлем, пишет корреспондент The New York Times Эндрю Хиггинс.

У России "всегда одна и та же тактика: так долго разводить канитель, что все капитулируют", сказал Зедельмайер в интервью. "Капитулировать нельзя, - считает он. - Россия уважает только язык силы. Ничто другое на нее не действует".

"51-летний Зедельмайер опирается на собственный опыт. Он познакомился с Путиным, которому сейчас 62, еще в 1990-е, когда российский президент был малоизвестным чиновником в Петербурге. Тогда Кремль конфисковал только что отремонтированный петербургский офис охранной компании, которую возглавлял Зедельмайер", - говорится в статье.

Зедельмайер - один из немногих, кому удалось победить тактику Кремля, считает газета. Недавно, после 20 лет тяжб, он отсудил несколько миллионов долларов компенсации. "По словам Зедельмайера, тяжба сопровождалась сфабрикованными обвинениями в уклонении от уплаты налогов, завуалированными угрозами и неоднократными предупреждениями, что ему лучше отступиться", - говорится в статье.

Ему удалось отсудить в два с лишним раза больше, чем сумма, о которой он просил в 1990-х. По мнению газеты, эта тяжба - знак, как упрямо Кремль готов проводить даже, казалось бы, контрпродуктивную стратегию во имя защиты своих национальных интересов.

И все же Зедельмайер, который с 1996 года подал на Россию примерно 140 разных исков, полагает, что в долгосрочной перспективе на Кремль подействует постоянное давление.

"Он и Путин были в дружеских отношениях, когда жили в Петербурге. По договоренности, посредником в которой выступил Путин, компания Зедельмайера (ныне несуществующая SGC International) оснастила и помогла обучить подразделение спецназа петербургского КГБ в постсоветский период", - говорится в статье. Но в декабре 1994 года Кремль издал указ, в котором Зедельмайеру предписывалось освободить офис его компании на Каменном острове, арендованный им на 25 лет.

Газета пересказывает слова Зедельмайера: "Путин, в то время вице-мэр города, пообещал сделать то, что в его силах, для смягчения конфликта". Но, как сказал Зедельмайер, Путин сказал ему, что не может пойти против правительства, так как все еще хочет сделать карьеру в России.

"Позиция Путина принесла ему большую выгоду. Павел Бородин, управделами президента Ельцина, который был движителем экспроприации, в 1996 году взял Путина на работу для участия в управлении огромным портфелем активов, в том числе комплексом зданий, конфискованным у Зедельмайера (этот комплекс превратили в государственный гостевой дом)", - говорится в статье.

Путин не высказывался об этом деле публично, "но он без особого шума уволил двух чиновников, которые имели дело с претензиями Зедельмайера. Автор упоминает об увольнении Владимира Кожина, управделами президента РФ, и сообщает, что "другой чиновник был уволен, а в его отношении начата проверка".

Виктор Хреков, официальный представитель Управления делами президента РФ, написал в ответ на вопросы газеты, что не может прокомментировать вопрос о потенциальной связи кадровых перестановок с делом Зедельмайера. "Он признал, что немецкий бизнесмен "добился частичного удовлетворения его требований", но добавил, что Россия "с самого начала считала и продолжает считать действия Ф.Зедельмайера незаконными" и продолжит борьбу против его "судебного шантажа", - говорится в статье.

В итоге Зедельмайер получил от России не 2,3 млн долларов по решению Стокгольмского арбитража, принятому в его пользу в 1998 году, а около 6,8 млн. Это выручка от продажи шести зданий в Кельне, принадлежавших России. Немецкий суд постановил продать их с аукциона, чтобы выплатить компенсацию и проценты.

Зедельмайер также добился принудительной продажи здания торгпредства России в Швеции за 1,5 млн долларов, но Москва подала иск, и процесс передачи Зедельмайеру части выручки затормозился.

В 2006 году немецкий суд впервые постановил продать имущество России в Кельне, чтобы заплатить компенсацию по решению Стокгольмского арбитража. В ответ Москва обвинила Зедельмайера в неуплате 65 млн долларов налогов.

"На прошлой неделе Хреков сказал, что Россия уже выиграла иск об этих 65 млн в суде в Петербурге и теперь подает иск во французский суд. Зедельмайер назвал иск "несерьезным", - говорится в статье.

"Зедельмайер сказал, что, несмотря на свои мытарства, все еще питает нежные чувства к тому Владимиру Путину, которого, как ему казалось, он знал в начале 1990-х, - к добросовестному и добропорядочному чиновнику, который, в отличие от многих коллег, не просил взяток", - передает Хиггинс.

"Может быть, дело в его выучке в КГБ или в его характере, но он мог быть очень обаятельным, - заметил Зедельмайер. - Впрочем, он всегда был подобен зеркалу. В сущности, он устраивал так, что вы видели в нем то, что хотели видеть".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru