Даже поражение в Чечне не сможет помешать Владимиру Путину стать будущим российским президентом, поскольку на данный момент в России нет другого политика, способного его затмить, - считает испанская газета.
На первый взгляд, пишет автор, приостановка боевых действий в Грозном наносит серьезный удар по шансам Владимира Путина одержать победу на предстоящих в марте президентских выборах.
Можно предположить, что решение о временном прекращении бомбардировок чеченской столицы является лишь маневром Кремля, направленным на то, чтобы приблизить сроки окончательной победы в Чечне к дате президентских выборов. Смещение генералов Трошева и Шаманова свидетельствует, что российские войска вновь, как и в прошлой войне, находятся на пороге поражения. По имеющимся сведениям, федеральные войска, насчитывающие около 100 000 человек, не способны сломить сопротивление нескольких тысяч повстанцев, окопавшихся в городе, который уже стал для ваххабитов символом геройства.
На Западе задают вопрос: сможет ли Путин одержать победу на выборах, если ему не удастся уничтожить исламских боевиков в Грозном?
Никто не сомневается, что именно война в Чечне обеспечила Путину столь большую популярность. Без одобрения нынешней чеченской кампании со стороны российской общественности блок Единство, созданный в сентябре при непосредственном участии олигарха Бориса Березовского, не смог бы добиться на парламентских выборах таких высоких результатов.
И тем не менее, несмотря на то, что новое поражение в Чечне отобрало бы у Путина определенное количество голосов и повысило бы шансы лидера коммунистов Геннадия Зюганова, на данный момент ни один кандидат не может составить конкуренцию человеку, который до назначения главой правительства был практически никому неизвестен.
Возможно, единственным, кто мог бы нарушить планы бывшего российского президента, назначившего Путина исполняющим обязанности главы государства, был бывший премьер и лидер блока ОВР Евгений Примаков. Тем не менее, низкие результаты, полученные ОВР на парламентских выборах, а также резкий взлет популярности Путина, привели к катастрофическим последствиям для этого блока. 5 января основные лидеры ОВР, включая губернатора Санкт-Петербурга, а также президентов Ингушетии, Башкирии и Татарии, публично объявили о своем выходе из коалиции и поддержке Путина. В тот же день другой бывший премьер Сергей Степашин тоже заявил, что на президентских выборах поддержит кандидатуру Путина.
Все эти события свидетельствуют, что в ближайшие месяцы вряд ли в России появится политик, способный затмить Путина, имеющего все рычаги реальной власти в стране, в которой понятие демократии все еще очень расплывчато.
События последних лет в России говорят о слабости политической системы, созданной после краха коммунизма, и возрастающем влиянии групп, контролирующих крупные частные предприятия и СМИ. Весной 1998 года Ельцин уже был политическим трупом, растерявшим всякую харизму и значительную часть популярности. Больной президент уже не обладал достаточной энергией, которая раньше помогала ему преодолевать проблемы со здоровьем. Необходимо было искать ему замену, пока не стало слишком поздно. С марта 1998 года, когда Ельцин принял удивившее многих решение отправить в отставку Виктора Черномырдина, политический истеблишмент вплотную приступил к выполнению этой задачи.
Черномырдина сменил Кириенко, который, в свою очередь, спустя четыре месяца был заменен Примаковым. Последний продержался до мая 1998 года, когда на пост главы правительства был назначен Степашин. Наконец, в августе 1999 года на политическую сцену вышел Путин.
Степашин, Примаков и Путин представляли спецслужбы, а это свидетельствует о том, что государственный аппарат, основу которого составляют военные и представители ВПК, решил поставить во главе государства свое доверенное лицо. Тем не менее, ни Степашин, ни Примаков, не смогли заручиться поддержкой со стороны другой влиятельной силы, которой в настоящее время принадлежит власть в России. Путин пришел в правительство при поддержке Березовского, возглавляющего Семью, в состав которой входят Волошин, Чубайс, Бородин, Абрамович и, конечно, Наина Ельцина и Татьяна Дьяченко.
Первым шагом Путина в качестве исполняющего обязанности президента стало подписание указа о предоставлении иммунитета семье Ельцина. Это свидетельствует о том, насколько Путин готов поступиться своими властными полномочиями после президентских выборов, чтобы заручиться финансовой и информационной поддержкой своей предвыборной кампании.
Нет сомнений, что у Путина хорошие советники. Это объясняется не только войной в Чечне. Он сумел показать себя человеком, в котором так нуждаются россияне. Он говорил о попранном достоинстве великого народа, сделав ставку на националистические чувства россиян. В отличие от своего слабого предшественника, Путин предстал сильным человеком, способным одержать победу над соперниками в состязаниях по дзюдо и разделить с российскими солдатами все тяготы войны.
Путин говорит своим гражданам то, что они желают услышать. В отличие от ультралибералов, которые хотят развалить государство, Путин выступает за его укрепление и обещает увеличение инвестиций в ВПК.
Тем не менее, его советники не забыли о том, какой имидж должен иметь будущий президент России на международной арене. В этой связи Путин заявляет о своем уважении западных свобод и рыночной экономики. Было бы ошибкой думать, что Путин может способствовать возврату к плановой экономике. Об этом не идет и речи. Его экономическим советником является Чубайс. Путин выступает лишь за сочетание сильного государства с капиталистической экономикой.
В этой связи первым его шагом должно стать осуществление глубокой налоговой реформы, считает автор статьи. Для ускорения экономического роста Путин должен снизить не только налоги, но и процентные ставки (в настоящее время ставка рефинансирования составляет 55%). Глубокая экономическая реформа должна предусматривать приток иностранного капитала и восстановление доверия к национальной валюте.
По мнению испанской газеты, если Путин хочет укрепить свои позиции в качестве главы государства, он должен уделять большее внимание благосостоянию россиян, а не военным авантюрам.
Тем не менее, в отличие от других правителей, Путин может рассчитывать на поддержку думского большинства.
Никто не знает, кем станет Путин - реформатором или диктатором. Его расплывчатые и зачастую противоречивые заявления не могут прояснить ситуацию. В любом случае, это амбициозный политик, сумевший сориентироваться в кремлевских интригах. Возможно, по западным критериям, он не является идеальным человеком, способным вывести страну из кризиса. Однако, в любом случае, он, по-видимому, лучше Ельцина и единственный, кто предлагает определенные гарантии, что Россия не погрузится в хаос, - заключает автор.