Окруженные со всех сторон, российские атеисты создали новую организацию для борьбы с растущим влиянием Церкви в правительстве, а также с тем, что они считают угрожающей клерикализацией общества.
За последнее десятилетие атеизм, в течение 70 лет находившийся под защитой советского режима, стал немодным на фоне растущего числа сторонников православной веры.
Эта вновь обнаружившая себя любовь россиян к религии нашла свое отражение в новых словах российского гимна, в которых Россию называют священной державой, хранимой Богом. В настоящее время атеисты считают себя угнетаемым меньшинством, чьи права необходимо защищать.
Недавно городские власти отказались зарегистрировать Московское общество атеистов.
Члены организации настаивают, что они руководствуются не учением Маркса о том, что религия - это опиум для народа, и не большевистским сравнением религии с отсталостью, а опасениями по поводу неконституционных привилегий, предоставленных Православной Церкви в ущерб другим вероисповеданиям. Российская Конституция провозглашает равенство всех религий перед законом, а также отделение церкви от государства, и активисты утверждают, что эти положения нарушаются.
Основатель организации Лев Левинсон призвал принять меры, чтобы остановить растущее вмешательство Православной Церкви в дела государственных учреждений и ограничить все возрастающее число религиозных структур, финансируемых за счет налогоплательщиков. "Мы являемся свидетелями широкомасштабного наступления на светское государство; проповедование религиозных идей наблюдается во всех ключевых сферах жизни", - подчеркнул он.
Организация встревожена тем, что некоторые региональные органы власти ввели уроки православия в государственных средних школах в качестве основного предмета, что противоречит закону об образовании.
"Более того, происходящее в армии, противоречит всем законам, - добавляет Левинсон. - Военные училища пользуются услугами священников для обучения новобранцев православной вере. Десятки священников были отправлены в Чечню за счет вооруженных сил для ведения среди солдат пропаганды и агитации".
Строительство в 1997 году в Москве Храма Христа Спасителя - на месте церкви, разрушенной большевиками - тоже вызывает недовольство. Организация атеистов собирает доказательства того, что большая часть из 360 млн. долларов, израсходованных на строительства Храма, была взята из кармана налогоплательщиков.
Активисты обращают также внимание на случаи дискриминации тех, кто неуважительно отзывается о православии в области культуры, включая преследования артистов, использовавших в своих работах антирелигиозную тематику.
"Вполне естественно, что за последние десять лет интерес к религии возрос, учитывая репрессии, которыми она подвергалась в прошлом, - отметил Левинсон. - Но мы особенно обеспокоены растущим влиянием Русской Православной Церкви (православие фактически стало государственной религией) в ущерб другим убеждениям".
После революции 1917 года большевики заменили религиозные традиции коммунистическими суррогатами. Вместо крещения дети становились октябрятами; им давали революционные имена, такие как Революция, Ленина или Правда. В настоящее время опять возрождаются религиозные традиции. Сейчас новая православная Россия празднует традиционное Рождество по Юлианскому календарю - этот день является государственным праздником даже в тех регионах, где христиане составляют меньшинство.
Согласно опросам общественного мнения, 55% населения являются православными верующими, около 3% регулярно посещают церкви, в то время как 40% россиян безразличны к религии или являются неверующими. Около 5% остаются убежденными атеистами.
Джеральдин Фаган, представляющая в Москве Кестонский институт, наблюдающий за соблюдением религиозных свобод в странах бывшего СССР, подчеркнула, что развернутая атеистами кампания отражает опасения по поводу растущего влияния Православной Церкви.
"Российская Конституция предоставляет всем право исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой, однако все больше возникает ощущение, что Православной Церкви предоставлена полная свобода, - говорит она. - Труднее всего сегодня приходится атеистам, поскольку их убеждения столь тесно ассоциировались со старым порядком, что в результате оказались дискредитированы. На атеистов все больше смотрят, как на странные пережитки советского прошлого".