Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 января 2007 г.

Роберт Амстердам | International Herald Tribune

Пожестче с "Газпромом"

Европейская энергетическая безопасность

Стратегический доклад по энергетике Еврокомиссии, который будет обнародован в среду, скорее всего, станет самым важным заявлением по вопросам энергии за всю ее историю. Чтобы преуспеть, одним из главных приоритетов комиссии должно стать равенство условий ведения бизнеса для ЕС и России.

Как в очередной раз стало ясно на прошлой неделе, когда Россия приостановила поставки нефти в Европу через Белоруссию, нынешняя ситуация отличается опасным дисбалансом.

Еврокомиссии следует упростить дальнейшую интеграцию российского государственного концерна "Газпром" с европейским рынком посредством либерализации рынка и интеграции последующих звеньев технологической цепочки. Параллельно она должна стремиться в перспективе к реструктуризации "Газпрома" и обеспечению доступа на российский рынок для иностранных компаний.

"Газпром" стал доминирующим игроком на рынке производства газа для Европы, но его действия превратили в посмешище усилия ЕС по расширению и углублению сотрудничества с Россией.

"Газпром" использует три стратегии: кооптация (культивирование партнерских связей с некоторыми странами, политическими лидерами и корпорациями, используемыми в качестве рычагов влияния), преимущественное право на покупку (использование мощи верхних уровней технологической цепочки и российской дипломатии для манипулирования ситуациями в нижних звеньях цепочки, что позволяет прибирать к рукам активы) и раскалывание ЕС посредством заключения двусторонних соглашений с отдельными странами.

Кооптация была использована "Газпромом" в Европе преимущественно в отношении Германии. Партнерство с немецкими энергетическими компаниями и банками помогло убедить Берлин в необходимости коллаборационизма, что пошло во благо "Газпрому" и интересам России.

Одновременно используется энергичное лоббирование - напрямую и с использованием посредников - с целью убедить европейские регулирующие органы разрешить долгосрочные контракты на поставку в ЕС, несмотря на их убийственное влияние на конкуренцию.

Преимущественное право на покупку со стороны "Газпрома" обеспечивается путем скупки компаний любой ценой - финансовой и политической. "Газпром" заполонил турецкий рынок, перекрыл газ Украине и нефть Белоруссии и предложил льготные условия доступа на рынок для покладистых партнеров вроде Италии.

В отношении остальных "Газпром" использует упреждающие удары, как, например, на Кавказе, где Кремль сделал все возможное, чтобы помешать Ирану создать там инфраструктуру, позволяющую стать конкурирующим поставщиком газа в Европу. Чтобы остановить иранский газ, Россия успешно скупила весь энергетический сектор Армении.

Непрозрачность "Газпрома" и его доминирование на рынке усиливаются за счет скоординированных с Кремлем действий, наносящих удары, к примеру, по рынкам Испании и Италии путем заключения сделок с конкурирующими поставщиками, такими, как Алжир. В обмен на это Россия предлагает соблазнительные подарки вроде обширных уступок по вооружениям и льготных условий выплаты долга.

В других случаях Кремль использует карательные методы: так, он отрезал нефтяные поставки Литве из-за продажи ее нефтеперерабатывающего завода польской компании.

Самый яркий пример стратегии раскалывания - Североевропейский газопровод (СЕГ), который выгоден для германский компаний, но при этом возмущает Варшаву и три государства Балтии. Газопровод, проложенный по морскому дну и связывающий Россию напрямую с Германией, отвечает политическим целям Кремля, при этом подрывая энергетическую безопасность восточных соседей Германии и грозя Балтийскому морю экологической катастрофой.

Стратегический доклад по энергетике Еврокомиссии должен рассмотреть вопрос об асимметрии в энергетических отношениях между Россией и ЕС, которая позволяет "Газпрому" использовать неадекватную политику ЕС в области либерализации во вред интересам Европы.

До тех пор пока "Газпром" будет оставаться непрозрачным, Европа не может быть спокойной, прилагает ли ее ключевой поставщик достаточные усилия для разработки месторождений природных ресурсов, жизненно важных для будущего Европы. На самом деле одно из следствий политической битвы Кремля за контроль над российским энергетическим сектором - резкое снижении скорости роста нефте- и газодобычи внутри страны. И для Европы это проблема.

Брюссель должен потребовать от Москвы прозрачности, симметричности и законности, чтобы в конечном счете достичь революционной интеграции европейского и российского энергетических рынков.

Козырной картой Еврокомиссии должен стать доступ в Европу, которого добивается "Газпром". Европа должна дать понять "Газпрому", что этот доступ возможен только при условии ответной открытости российского энергетического сектора.

Результатом должно стать достойное место на европейском энергетическом рынке для России - такой России, которой ее партнеры на международной арене доверяют и которую уважают.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru