Нефтедобыча, несмотря на высокие цены мирового рынка, переживает застой. Государство усиливает свою роль в нефтяном секторе и облагает нефтяную промышленность высокими экспортными пошлинами
Российская нефтяная промышленность, несмотря на высокие цены мирового рынка, в этом году снова продолжает терять темпы роста. Московские аналитики прогнозируют на 2008 год прирост нефтедобычи всего в 1,5-2%, примерно до 500 млн тонн (в 2007 - 492 млн тонн), поэтому в отрасли уже о заговорили о "стагнации".
В 2004 году прирост нефтедобычи в России еще составлял 11%, в 2005 - 7,9%. В 2006 году, когда государство расширило сферу своего влияния в нефтедобывающей промышленности, прирост добычи составил всего 2,2%. По итогам 2007 года окончательных данных пока не имеется: министерство энергетики рассчитывает на прибавку в 2,4%, однако аналитик, специалист в области нефтяной промышленности Валерий Нестеров считает реалистичным прирост в 2,1%.
Слабый рост в нефтяном секторе играет особенно важную роль, так как этот сектор является ведущим в экономике России, построенной по сырьевому принципу. Пока производителям вроде ТНК-ВР, "Сургутнефтегаза" и "Газпромнефти" приходится бороться даже со спадом производства, доминирование контролируемого государством концерна "Роснефть" неоспоримо. В прошлом году "Роснефть" увеличила свою добычу с 80,8 до 101,6 млн тонн и сегодня стремительно приближается к уровню в 111,9 млн тонн.
В 2008 году "Роснефть" в качестве первого российского нефтяного концерна собирается сдать в эксплуатацию месторождение "Ванкор" в Восточной Сибири. После того как резервы в Западной Сибири стали подходить к концу, эксперты видят будущее российской нефтепромышленности в совершенно неисследованной Восточной Сибири, а также в месторождениях арктического шельфа. Однако их разведка связана с колоссальными затратами.
"Роснефть" многим обязана ЮКОСу
"Роснефть" с биржевой стоимостью 100 млрд долларов в том, что касается прироста нефтедобычи, показала органичные 6,3%. Прежде всего это объясняется тем, что концерн, приближенный к Кремлю, располагает относительно свежими, еще не выработанными месторождениями нефти. В остальном своим ростом он обязан покупке активов когда-то крупнейшей российской нефтедобывающей компании ЮКОС. На принудительных аукционах "Роснефть" не только сумела заполучить со значительной скидкой такие активы ЮКОСа, как "Самаранефтегаз", но и нефтеперегонные заводы. В связи с этим долги "Роснефти" составляют сейчас 27 млрд долларов.
Проблемы "Лукойла"
"Лукойл", второй номер в России, хотел в 2007 году увеличить объем своей нефтедобычи на 4-5%, однако был вынужден смириться с 3-процентным спадом производства. Причины следующие: "Лукойл" продал 50-процентный пакет казахской нефтедобывающей компании Nelson Resources и не смог сдать в эксплуатацию большое сибирское месторождение.
Проблемой всех российских нефтедобывающих компаний все чаще становится налоговое бремя. С 1 февраля экспортные пошлины повысятся с нынешних 275 до 333 долларов за тонну - рост беспрецедентный. Уровень экспортной пошлины зависит от динамики цен на нефть за предыдущие месяцы. Аналитики выражают сожаление, что через экспортную пошлину и другие налоги государство подвергает нефтяную промышленность чрезмерной нагрузке, в связи у нефтяников недостает капиталов для срочно необходимых инвестиций в добывающий сектор.
2008 год - год перераспределения собственности
Если 2007 год был в российской нефтяном секторе годом национализации, то от нынешнего года следует ожидать перераспределения собственности. Так, до сих пор неизвестно, кому достанется восьмой по величине нефтяной концерн России "Русснефть". Его владелец Михаил Гуцериев, обвиняемый в уклонении от уплаты налогов, бежал в Лондон. Кроме того, следует ожидать борьбы за всю нефтяную промышленности уральской республики Башкирия.
Неясно и будущее британско-российского совместного предприятия ТНК-ВР. Его российские совладельцы, мультимиллиардеры Михаил Фридман, Леонид Блаватник и Виктор Вексельберг с начала года имеют право продавать свои пакеты акций. И хотя они опровергают возможную продажу, о "Газпроме" уже говорят как о возможном покупателе.