Международные СМИ анализируют первый день ближневосточного турне Джорджа Буша. Израиль предпочитает выступить единым фронтом против Тегерана, прежде чем приступить к узловым моментам "Дорожной карты" и внять советам американского друга пойти на жертвы ради мирного урегулирования конфликта с ПА.
Швейцарская Le Temps сообщает, что в ходе своего исторического визита в Израиль глава Белого дома вновь высказал "большие надежды на мир в регионе", а также настаивал на альянсе США и Израиля, который, по его словам, поможет гарантировать безопасность Израиля "как еврейского государства". Такие высказывания были высоко оценены израильскими руководителями и аналитиками местной прессы.
В Газе, напротив, "Хамас" организовал небольшую демонстрацию, чтобы напомнить, что приезд "опасного террориста Буша нежелателен в регионе", и призвать Палестинскую администрацию "не принимать его в Рамаллахе" в четверг.
Если верить известным израильским комментаторам, дискуссии между Шимоном Пересом, Эхудом Ольмертом и Джорджем Бушем были сконцентрированы в основном вокруг иранской ядерной проблемы, а не вокруг подготовки палестино-израильских переговоров. Встречая главу Белого дома в аэропорту Бен-Гурион, президент Израиля уже задал тон, заявив, что "Иран не должен недооценивать нашу решимость защищать себя".
В ходе организованной в воскресенье встречи руководство "Моссада" и "Амана" (внешней разведки) передало Шимону Пересу доклад, призванный показать, что иранская бомба будет собрана в ближайшие месяцы. Этот документ, содержание которого, разумеется, было доведено до сведения Джорджа Буша, может стать противовесом недавнему сводному докладу американских агентств, в котором утверждалось, что Тегеран прервал попытки по изготовлению ядерного оружия.
По окончании более чем двухчасовой встречи с Эхудом Ольмертом и расширенного совещания с участием госсекретаря Кондолизы Райс и министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни американский президент, во всяком случае, заявил, что Иран "представлял угрозу, представляет угрозу и будет впредь представлять угрозу". Он добавил, что Вашингтон продолжит давление на Тегеран, и выразил надежду, что "есть средства решить проблему дипломатическим путем".
Итальянская la Stampa продолжает тему. И не важно, что Иерусалим является местом, подсказывающим другие приоритеты, пишет Франческа Пачи. Израиль предпочитает выступить единым фронтом против Тегерана, прежде чем приступить к узловым моментам "Дорожной карты" и рассмотреть "советы" американского друга, решительно настроенного потребовать от правительства Ольмерта таких "серьезных жертв", как, например, демонтаж еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан.
Буш напомнил об опасном инциденте между американскими военными кораблями и катерами иранских бойцов Корпуса стражей исламской революции, произошедшем в воскресенье в Ормузском проливе: "Если бы они атаковали наши корабли, последствия были бы очень серьезными. Я им советую не провоцировать нас". Прямо-таки музыка для израильского слуха, растревоженного последним докладом американской разведки по иранской ядерной программе, осуществление которой, по словам агентов 007, было прекращено в 2003 году.
Мирный план "Дорожная карта" пока остается на заднем плане, омраченный помимо всего прочего антиамериканскими протестами со стороны израильских крайне правых и крайне левых, а в Газе - протестными акциями "Хамаса", констатирует обозреватель.
The New York Times публикует большую статью о взаимоотношениях Джорджа Буша и израильского премьера Эхуда Ольмерта. Их роднит увлечение спортом и фитнесом; оба порой не прочь выкурить сигару. Оба - непопулярные в своих странах государственные лидеры, израненные терроризмом и настойчиво предостерегающие об опасности исламского экстремизма. Тем не менее они во всеуслышание заявляют, что ставят перед собой гигантскую цель: они намерены свершить то, что не удавалось другим лидерам много десятков лет, - помирить израильтян и палестинцев.
В среду, когда Буш прибыл в Израиль (с первым визитом в эту страну в качестве президента), узы взаимной приязни, связывающие обоих лидеров, были заметнее, чем когда-либо. В Израиле многие говорят: именно сила их доверия друг к другу, а в особенности вера Ольмерта в то, что Буш печется о безопасности Израиля, может стать наилучшим фундаментом для заключения договоренности с палестинцами до истечения президентского срока Буша, полагают американские журналисты.
Появившись на публике вместе с Ольмертом после целого дня торжеств (например, юные израильские певцы исполняли на английском и на иврите песню "Над радугой"), Буш объявил этот момент "историческим мигом, историческим шансом" для преодоления глубокого скептицизма, с которым в Израиле и во всем мире оценивают возможность успеха мирного процесса, начатого в ноябре в Аннаполисе.
"У меня нет иллюзий, - цитирует Буша The New York Times. - Это будет тяжкий труд. Я полностью осознаю, что будет ряд болезненных политических компромиссов. Я полностью осознаю, что будут непростые переговоры. Роль Соединенных Штатов - в том, чтобы содействовать этим переговорам".
Для Ольмерта тесные отношения с Бушем - одновременно пуповина и страховой полис, гарантирующий, что на Израиль не надавят, требуя пожертвовать его безопасностью ради осуществления мечты США о мирном соглашении, полагает издание.