В Киргизии возрожден традиционный для кочевников вид спорта, запрещенный в советские времена. Борьба здесь ведется за забитую овцу, которую после игры употребляют в пищу
У болельщиков из среднеазиатской страны есть мечта: их национальный вид спорта кок-бору должен стать олимпийским. Успешный игрок, 22-летний Урмат Мусаев, и его наставник Руслан Тайгашкаев из Бишкека, столицы Киргизии, рассказывают об очаровании богатого традициями вида спорта.
- Господин Тайгашкаев, что такое кок-бору?
Руслан Тайгашкев: - Друг с другом сражаются две команды, в каждой из которых по четыре игрока на лошадях. Задача состоит в том, чтобы перекинуть мертвую овцу в зачетную зону противника.
- Почему именно мертвую овцу?
Р.Т.: - Этот вопрос задают все иностранцы. Но ведь овцу забивают до игры.
- Можно было бы воспользоваться мячом.
Р.Т.: - Это традиция, и победившей команде достается овца, которая затем съедается. А что делать игрокам с мячом?
- Страдают ли от жесткой игры лошади?
Р.Т.: - Во время игры лошади не думают над тем, что они делают. Но, если их команда выиграла, они чувствуют, что они - часть ее.
- Когда за игрой наблюдают европейцы, они сострадают животным и часто не понимают прелести такого развлечения.
Р.Т.: - У этой игры фантастические традиции. Сколько существует футбол? Кок-бору насчитывает уже тысячу лет. Все наши предки, кочевники, которые на протяжении веков жили в горах, играли в нее. Когда Киргизия входила в состав Советского Союза, Москва запретила кок-бору. Но в деревнях мы тайком продолжали играть.
- А если заставала милиция?
Р.Т.: - Тогда игроков отправляли в тюрьму. Но это случалось очень редко, потому что мы держались друг друга. Никто никого не предавал. Сегодня игра снова разрешена, но сейчас в Киргизии осталось не так уж много кочевников.
- Изменился ли из-за этого национальный спорт?
Р.Т.: - Да. Раньше игра могла продолжаться в течение недели, друг с другом сражались деревня на деревню. Игра была жесткой, иногда даже погибали люди. Но вот уже десять лет действуют новые правила. Игра состоит из трех 20-минутных периодов с 10-минутными перерывами. И она стала безопаснее.
- Чем безопаснее?
Р.Т.: - Раньше бывало, что люди погибали, поскольку было позволено практически все, лишь бы добраться до овцы. Гибли даже зрители. Сегодня правила строже, намеренно травмировать противника нельзя.
Урмат Мусаев: - Мы надеваем форму, которая защищает руки и ноги от ударов и толчков, и закрываем лицо маской. Я не боюсь.
- Но у вас шрам на шее и рубцы на руках.
У.М.: - Да, в пылу борьбы такое случается. Иногда травмы нам наносят лошади, а мы этого даже не замечаем. Я тоже обращаю на внимание на эти вещи только когда игра уже закончена.
Р.Т.: - Порой случается, что игрок ломает руку или ногу. Но теперь у игрового поля всегда находится санитар.
- Господин Мусаев, каким был главный миг в вашей спортивной жизни?
У.М.: - В прошлом году после первенства страны меня лично приветствовал президент Курманбек Бакиев.
- Можете ли вы прожить за счет спорта?
У.М.: - Я зарабатываю, наверное, 120 долларов в месяц, и на эти деньги моя семья жить может. Но на соревнованиях я бесплатно питаюсь, и я уже получил в подарок машину.
Р.Т: - А скоро получит еще и дом.
- Каковы ваши цели?
У.М: - Кок-бору для меня только хобби. Я тренируюсь уже пять лет. Но вообще-то я хотел бы учиться.
Р.Т.: - Для людей, которые получили образование, в Киргизии нет работы. Я всегда говорю ему, что он должен играть в кок-бору, здесь он станет известным, получит честь и славу. Во время чемпионата страны за соревнованиями наблюдают 5 тысяч болельщиков, игры транслируются по телевидению. А сейчас президент нашего общества хочет построить стадион на 10 тысяч зрителей. Представьте себе, 15 лет назад наш вид спорта был еще запрещен!
- У Киргизии лучшие игроки в кок-бору?
У.М.: - Летом в составе сборной страны я играл на турнире в Астане. Победил Казахстан.
Р.Т.: - В следующем году мы вернем себе кубок. Победа над Казахстаном - это дело престижа.