Испанец Даниэль Утрилья опубликовал мемуары о том, как 11 лет работал корреспондентом газеты El Mundo в Москве, сообщает корреспондент El Mundo Луис Алемани. Алемани вспоминает: "Казалось, Утрилья родился, чтобы стать корреспондентом в России. Ни Рим, ни Лондон, ни Нью-Йорк его особо не интересовали". Книга называется "В Москву без "калашникова" (A Moscú sin kalàshnikov).
Утрилья прокомментировал свою книгу для газеты. "Почему я выбрал Россию? Написав этот трактат на 500 страниц, я, кажется, сделал вывод: это была любовь с первого взгляда к эстетике, настигшая меня через кино (которое рисовало Россию такой вероломной, что этот образ неизбежно соблазнял) и через литературу, где герои, зарываясь в снег, увязают в экзистенциальных сомнениях, а сами любят, борются, взрослеют, обзаводятся детьми и умирают". Журналист полагает: "Мне было бы очень трудно жить в России, если бы предварительно я не влюбился в ту другую, воображаемую Россию, которую принесли на Запад романы".
Утрилья высказывается и о Советском Союзе. По его словам, метафорой СССР служила гостиница "Украина" до ее реконструкции: "фасад напыщенный и исполинский, но по человеческим меркам как-то неудобно". По словам журналиста, в 2000 году номера в "Украине" были "крохотными и уродливыми, грязными и спартанскими". Впрочем, старая "Украина" нравилась Утрилье, так как ассоциировалась с кино: "Это отсюда Шон Коннери вышел навстречу Мишель Пфайфер, и раздался крик "Катя!".
Одна из глав книги озаглавлена "Среди русских женщин". "Русская женщина завораживает", - пишет Утрилья. Внешне русские женщины очень женственны, но за этим фасадом скрывается "душа матроны", как выражается автор. Пленительная красота россиянок очаровывает иностранцев. "Но эта мучительная красота сочетается с властным характером, который уравновешивается бесконечной нежностью и самопожертвованием. В России не в ходу промежуточные оттенки: русская женщина любит и ненавидит страстно", - свидетельствует Утрилья.
Журналист признается, что его раздражает то, как западные СМИ отражают российскую современность: "без блеска, погружая ее в зловещую, лишенную нюансов темноту а-ля "Черный квадрат" Малевича". Запад ждет от России демократических преобразований, которые невозможно совершить за 20 лет, хотя к Китаю относится более снисходительно.
Правда ли, что Россия жестока? "Я бы говорил скорее не о жестокости, а о способности переносить гибель множества людей. Во время Второй мировой погибло 27 млн русских", - замечает Утрилья. При тоталитаризме русские научились выживать самостоятельно, не требовать, чтобы государство защищало их личные права, "но гражданское общество уже просыпается и возвышает голос громче и отважнее, чем на момент моего приезда", указывает журналист, который приехал в Москву в 2000-м.
Утрилья также подчеркивает, что в своей книге стремился рассказать о себе откровенно: "Эта книга - стриптиз на 20-градусном морозе".
Со своей стороны, рецензент замечает: Утрилья - последний из могикан, журналист, не пытающийся набивать себе цену. "Герой его книги - корреспондент, который выше всего ценит стиль, и клянется своей маме, что не поедет на войну. Его бросают девушки оттого, что у него тяжелая работа, он упускает день отставки Ельцина, а написанный им гениальный репортаж о доме Толстого теряют на целый год".