В Россию приезжают работать миллионы жителей бывших среднеазиатских республик СССР. Масштабы этого явления таковы, что "в разгар сезона в киргизских и таджикских деревнях практически не остается трудоспособных жителей". Добравшись до места назначения, приезжие оказываются "отданы на милость работодателей и торговцев рабочей силой", вынуждены жить в ужасных условиях, подвергаясь постоянным притеснениям со стороны полиции и погромщиков, пишет Die Tageszeitung в статье, посвященной проблеме трудовой миграции в Россию.
Эти "эксцессы не создают угрозы для хороших отношений" с Россией, цитирует Бенсманн неназванного дипломата из Бишкека. Со своей стороны, Эринес Оторбаев, замминистра иностранных дел Киргизии, признался: "События в Бирюлево меня напугали". При этом он уверен, что визовый режим со странами Центральной Азии в России введен не будет, так как это "противоречит российским интересам".
Киргизский политолог Марс Сариев склонен винить в происходящем российскую сторону, которая не ведет необходимой политики интеграции. Механизм проблемы, с его точки зрения, таков: работа российской строительной отрасли и торговли построена на эксплуатации бесправных гастарбайтеров, а они ищут защиты от притеснений у преступных группировок, что, в свою очередь, возмущает коренное население. В России разгорается общественная дискуссия на эту тему, в ходе которой "даже мнимые демократы позволяют себе нападки на мигрантов", отмечает корреспондент. Сам он считает, что "если охота на людей в России не прекратится, это может привести к антирусским выступлениям в Центральной Азии".