В ходе подготовки к саммиту G8 в следующие выходные западные правительства расширяют свои усилия, нацеленные на получение российской и китайской поддержки в пользу более жесткой позиции в отношении иранской ядерной программы.
Новым признаком этого стало решение США о готовности предложить Москве сделку по сотрудничеству в сфере мирной энергетики - если Россия окажет большее содействие в попытках убедить Тегеран свернуть его ядерную программу. Эта сделка позволит России заработать миллиарды долларов на хранении ядерных отходов с реакторов по всему миру, топливо на которые поставляют США.
"Чтобы соглашение по мирному сотрудничеству продвинулось, нам потребуется активное сотрудничество России в усилиях по блокированию иранских попыток получить ядерное оружие", - заявил пресс-секретарь Белого дома.
Западные чиновники признают, что ракетные испытания, проведенные Северной Кореей на прошлой неделе, отвлекли мировое внимание от Ирана, в то время как международная реакция придала особое значение нежеланию Москвы и Китая применить санкции ООН для сдерживания ядерного распространения. Признаки того, что Иран испытывает технические затруднения со своей ядерной программой, также сгладили остроту проблемы. В центре дебатов находится обогащение урана, процесс, в ходе которого может получаться и топливо, и материал оружейного уровня.
США и ЕС, которые опасаются, что Тегеран приближается к созданию атомного оружия, намерены использовать саммит G8 15-17 июля в Санкт-Петербурге как основной источник давления на Иран. Россия же хочет сосредоточиться на энергетической безопасности, а Иран, настаивающий на том, что его программа носит исключительно мирный характер, заявил, что даст свой ответ не раньше августа.
"Они хотят обмануть бдительность США, проскользнув мимо установленного крайнего срока и отвергая идею о том, что у американцев имеется больше рычагов, - говорит Марк Фицпатрик, эксперт по ядерным вопросам в Институте стратегических исследований в Лондоне. - Пока иранцы не отвергли международное предложение о приостановке работ по обогащению урана, Россия и Китай будут говорить, что причин передавать дело в СБ ООН нет".
Он добавляет, что технический прогресс Ирана в последнее время замедлился, и каскад из 164 центрифуг, используемых для обогащения урана, работает недостаточно хорошо, и планы по открытию второго и третьего каскадов откладываются.
Западные дипломаты указывают, что они ждут, что Али Лариджани, главный иранский переговорщик по ядерным вопросам, попросит дополнительных разъяснений по сделанному Ирану международному предложению во время завтрашней встречи с европейскими чиновниками, однако окончательного ответа не даст.
ЕС, в свою очередь, хочет увидеть признаки того, что Тегеран серьезно относится к предложению, которое предполагает экономическую помощь и помощь в сфере гражданской атомной энергетики.
Если встреча с Лариджани не удовлетворит европейцев, ЕС и США попытаются добиться поддержки со стороны России и Китая на встрече министров иностранных дел в Париже в пользу ужесточения международной позиции. Соответствующий тон будет задан на саммите G8 в конце этой недели.
"Иранцы иногда ошибаются в расчетах по поводу международного настроя, - говорит западный дипломат. - Россиянам не нужен большой раскол в Санкт-Петербурге".
Аналитики отмечают, что Иран в итоге может согласиться на временное прекращение обогащения и начало переговоров с постоянными пятью членами СБ ООН и Германией.
Затем он может использовать переговоры как плюс в пользу разрешения проведения мелкомасштабной программы обогащения под контролем ООН.