Airbus не сумел затормозить: 134 погибших. КГБ не исключает версию теракта
Трагедией закончился рейс, на котором находились 184 россиянина, летевших на отдых, 12 граждан других национальностей, а также 8 членов экипажа. Ни одного итальянца на борту самолета не было. В 7:50 вчерашнего дня аэробус A-310 авиакомпании "Сибирь" врезался в бетонную стену здания, расположенного в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы аэропорта сибирского города Иркутска. Самолет, находящийся в эксплуатации 20 лет, раскололся надвое и загорелся. Двойной взрыв разрушил внутреннюю часть фюзеляжа.
Итог: 122 погибших, 12 пропавших без вести, 58 раненых в больнице и 12 отпущенных домой. Среди пассажиров было 14 детей, которые направлялись в летний лагерь на озере Байкал: 8 из них погибли, 6 ранены - они находятся в больнице в крайне тяжелом состоянии по причине ожогов и отравления продуктами горения. Из экипажа спаслись 3 стюардессы, выпрыгнувшие из хвостовой части самолета, охваченного огнем.
Причины катастрофы пока не установлены. Аэробус, вылетевший ночью из Москвы, уже сообщил на диспетчерский пункт о том, что совершил посадку. Однако связь с командиром экипажа неожиданно прервалась. Свидетели видели, что самолет продолжал мчаться по взлетно-посадочной полосе без торможения. Он съехал с полосы и врезался в стену. Обломки самолета обрушились на расположенные поблизости здания. Огонь и дым поднялись на сотни метров. Чтобы локализовать пожар, понадобилось три часа. К работам по ликвидации последствий пожара были привлечены 600 спасателей. Следователи выдвинули версию технической неисправности или ошибки пилота. Министр транспорта Левитин говорил о "слишком скользкой полосе". Сотрудник багажного отделения сказал, что видел, как загорелось шасси еще до столкновения со стеной. Анонимные источники в следственной группе говорят о поломке гидравлической системы тормозов, что повлекло за собой цепочку поломок. По словам выживших в этой катастрофе, после того, как аэробус коснулся земли, он не сбавил скорость и оказался неуправляемым.
Версия теракта официально была исключена, но президент Владимир Путин создал комиссию по расследованию и направил в Иркутск собственного представителя по Сибирскому региону, а также секретных сотрудников ФСБ. За неделю до начала саммита G8 в Санкт-Петербурге в России все больше опасаются возможных терактов.
Два года назад в августе за несколько часов до президентского саммита в Сочи в воздухе взорвались два российских самолета. Погибли 90 человек. Ответственность за эти теракты, совершенные женщинами-камикадзе, взяли на себя чеченские боевики. Вокзалы и аэропорты России находятся под охраной милиции. В дни проведения саммита аэропорт Санкт-Петербурга будет закрыт, а город изолирован от всей страны.
Тревога, вызванная сибирской трагедией, с установкой сотен контрольных пунктов и волной проверок в Москве и Санкт-Петербурге, свидетельствует о напряженности, нависшей над Россией.
Но наибольшую обеспокоенность вызывает не возможность терактов, а устаревшие самолеты и аэропорты. Аэропорт Иркутска знаменит тем, что за последние 10 лет там произошли 4 авиакатастрофы. Пилоты называют этот аэропорт "сложным" и "проклятым". Взлетно-посадочная полоса короткая, она меньше, чем предписано законом. Горы, окружающие аэродром, вынуждают пилотов совершать быстрый набор высоты и резкое снижение при заходе на посадку. Всего в результате аварий, включая вчерашнюю, погибло 366 человек. В стране эксплуатируются старые самолеты, а аэропорты чаще всего давно устарели. 80% гражданских самолетов, принадлежащих 750 компаниям, которые возникли в результате дикой приватизации и никогда не смогут приобрести новые самолеты, к 2015 году придется сдать в утиль.
Коррупция препятствует проведению проверок и ревизий. 3 мая другой аэробус совершенно неожиданно рухнул в Черное море на подлете к аэропорту Сочи, погибло 113 человек. Послания с выражением соболезнований поступили Путину от президента Италии Наполитано, премьера Проди и Папы Римского. Сегодня в России объявлен национальный траур.