Решение администрации Буша позволить России размещать у себя отработанное ядерное топливо подчеркивает динамику, которая, вероятно, определит ход саммита "большой восьмерки" на этой неделе: сдвигающийся баланс сил между США, столкнувшимися с рядом проблем на нескольких фронтах, и Россией, движущейся к восстановлению своих позиций на мировой арене.
Меньше чем за неделю до начала саммита ведущих промышленных стран "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге потребность администрации Буша в поддержке России в политических столкновениях с Северной Кореей и Ираном вынуждает Соединенные Штаты согласиться на российские требования по ряду вопросов.
Белый дом уже без лишнего шума согласился не настаивать на своей стандартной позиции активного продвижения демократии в свете отказа президента России Владимира Путина сделать это центром мероприятия. Представители администрации признают также, что в ходе саммита они могут пойти навстречу и другим требованиям России.
Эти действия демонстрируют признание администрацией того обстоятельства, что по ряду острых болевых вопросов они нуждаются в России больше, чем Россия в США. Белый дом говорит, что намерен прибегнуть к дипломатии, чтобы убедить Иран и Северную Корею отказаться от ядерных программ, однако эта позиция сильно зависит от поддержки России в ООН в ходе продолжающихся многосторонних переговоров с обеими проблемными странами. Кроме того, США хотели бы получить гарантии, что Россия не будет использовать свои обширные запасы нефти и газа в качестве оружия в стычках с неоперившимися демократиями в соседней Грузии и на Украине.
Россия дала понять, что готова предложить поддержку американским дипломатическим инициативам, по крайней мере, при некоторых условиях, но за определенную цену.
Во время брифинга с американскими журналистами на прошлой неделе помощник Путина Игорь Шувалов сказал, что Москва надеется получить окончательное одобрение вступлению России в ВТО со стороны США во время двусторонней встречи президентов Буша и Путина накануне саммита. Шувалов сказал также, что Москва нуждается в подтверждении, что российские компании смогут беспрепятственно делать инвестиции в США, не сталкиваясь с такими политическими препонами, которые недавно отложили предполагаемое приобретение американских активов компаниями из Китая и Объединенных Арабских Эмиратов.
Представители администрации сказали, что решение позволить России хранить отработанное ядерное топливо задумывалось как очередная уступка президенту Путину, который потребовал предоставить России возможность сохранить на некоторое время увесистый кусок этого прибыльного бизнеса. Решение, о котором сообщалось в субботу на страницах Washington Post, будет официально объявлено после двусторонней встречи двух лидеров перед началом саммита, говорят официальные лица.
Это соглашение является отступлением для США, которые ранее отказывались предоставить России право хранить ядерные отходы в связи с участием России в строительстве и управлении работой первого крупного ядерного реактора Ирана. Другой причиной для беспокойства была неспособность России обеспечить достаточную степень защиты ядерных предприятий от возможных краж.
Соединенные Штаты поставляют большую часть ядерного горючего для гражданских нужд на мировые рынки и продолжают контролировать уже отработанный ядерный материал даже в других странах. Без согласия США ни одно государство, получающее американские ядерные материалы, не могло бы отправлять отработанное топливо в Россию на хранение.
Представители администрации Буша выражают надежду, что согласие на требование России станет побуждающим мотивом для Путина, чтобы предоставить хотя бы тактическую поддержку американским усилиям по применению санкций против Ирана или принять резолюцию СБ ООН, способную открыть путь к возможным военным действиям против Ирана в случае кризиса.
Однако это соглашение не может не вызвать дебаты в конгрессе, где антироссийские настроения усилились в связи с наступлением Путина на свободу прессы и политическую оппозицию у себя в стране. Соглашение по ядерным отходам между Россией и США не требует одобрения конгресса, но оно может быть заблокировано, если обе палаты проголосуют за его отмену в течение 90 дней с его подписания.
"Это очередной пример, когда России следовало бы дать понять, что ее непрекращающаяся автократия не должна вознаграждаться соглашением, которое, вероятно, более выгодна ей, чем нам, - сказал в программе CBS Face the Nation сенатор Джон Маккейн. - Пришла пора жестко поговорить с Россией".