Дело Сноудена - шанс трезво оценить американо-российские отношения, а заодно проанализировать их любопытные аспекты, пишет в статье для Foreign Policy Дмитрий Тренин, директор Carnegie Moscow Center.
Автор подчеркивает, что Сноуден не был российским шпионом, а в Шереметьево оказался в ходе запутанной комбинации, по пути в Латинскую Америку. Россия не выдала Сноудена США, но и не предоставила ему убежище. Отношения еще более испортились, но Россия продемонстрировала, что она одна из немногих стран мира, которые готовы дать отпор Америке.
В восприятии Кремля Сноуден выполнил полезную функцию, разоблачив то, что Путин называет лицемерием правительства США. "Но на этом российское содействие ему прекратилось", - пишет автор. Путин не желает, чтобы Россия стала "платформой для величайшего на сегодняшний день недруга США", тем более накануне визита Обамы в Москву. Беда в том, что долгое время никто не соглашался принять Сноудена.
Как повлияло дело Сноудена на американо-российские отношения? По мнению Тренина, к организации перелета Сноудена через Москву явно были причастны российские чиновники ("вероятно, они стремились извлечь выгоду из унижения правительства США, чтобы уравновесить усилившуюся критику курса Кремля из уст американцев и европейцев"). Но, когда американский паспорт Сноудена был аннулирован, а обещанные документы из Эквадора не поступили, Сноуден застрял в России.
Тренин разъясняет: не следовало рассчитывать, что Москва просто выдаст Сноудена. США и Великобритания обычно отказывают Москве в экстрадиции россиян, у которых нелады с Кремлем.
Правда, Россия хотела бы заключить с США соглашение об экстрадиции, но Тренин считает, что это несбыточная мечта: Конгресс США не согласен "выдавать беглых россиян, если это не обычные преступники, их авторитарному правительству".
На взгляд Тренина, от дела Сноудена больше всего выиграл Китай: обвинения в хакерстве отошли на второй план, и не исключено, что Пекин смог заглянуть в пресловутые лэптопы Сноудена с секретными материалами. Китайская пропаганда и разведка извлекли большую пользу. Россия, наоборот, не выиграла ничего. Теперь ей важно, чтобы Сноудена поскорее приняли Венесуэла или Никарагуа.
Относительно перспективы американо-российских отношений автор заявляет: "Повторная перезагрузка" не сработает. Нужно новое программное обеспечение".