Западная пресса обсуждает отставку Анатолия Иксанова и назначение на его место Владимира Урина, а также конфликты и скандалы в Большом театре. Труппа выражает надежду, что отныне журналисты начнут писать о постановках и творческих достижениях театра, а не о "змеином гнезде".
"Директор Большого уволен", - лаконично сообщает в заголовке El Pais. По мнению журналиста Родриго Фернандеса, в театре сложилась невыносимая обстановка и Иксанова уволили "с большим опозданием".
В последнее время Большой театр сотрясают скандалы, напоминает автор: от "спорной реконструкции" и скандала с Геннадием Яниным до нападения на Филина. "Трагедия Филина открыла России и всему миру то, что раньше знал только узкий круг людей: Большой театр - по крайней мере, балетная труппа - это змеиное гнездо, где ненависть глубока, дрязги происходят постоянно, а коллектив сильно расколот", - говорится в статье.
Однако, на взгляд автора, руководство театра не попыталось покончить с междоусобицей, а воспользовалось случаем, чтобы отделаться от своего главного противника - Цискаридзе, который жестко критиковал Иксанова и Филина. Контракт с Цискаридзе не продлили.
По мнению некоторых обозревателей, последней каплей стало решение руководства относительно балета "Евгений Онегин". Прима-балерина Захарова не одобрила кандидатуру на роль Онегина и отказалась от роли Татьяны.
"Перед новым директором стоит почти непосильная задача: обновить театр и положить конец внутренней войне", - продолжает автор. Он отмечает, что Урин имеет большой опыт управления театрами, но прогнозировать его действий не берется. Вряд ли он последует совету певицы Анна Нетребко: "Выгнать всех, изменить все сверху донизу и заключить новые контракты".
В другой статье "Политика "дна общества" в Большом театре" El Pais внимательно анализирует проблему.
В российском театре гендиректор должен быть умелым и всемогущим чиновником, пишет журналист Рохер Салас. Это должность, на которой невозможно обзавестись друзьями. Плюс особенность, которая существовала в России и при царизме, и при советской власти, и ныне: "директор театра - элемент политической власти, его назначает государство". Большой балет всегда политизирован, считает автор.
Иксанов был главным героем бурных конфликтов, продолжает журналист. Его преемник Урин - "человек современный, миротворец". Кстати, именно Урин разглядел в Филине талант режиссера, пишет автор. Филин нес новаторские идеи: например, приглашал иностранных танцовщиков, чем покончил с одним из главных мифов русского балета. Филин не терпел давления в плане распределения ролей и требовал от артистов верности театру.
"Но истина в том, что междоусобица началась еще раньше, чем Филин стал худруком", - пишет Рохер Салас, отмечая, что одной из первых о конфликтах в Большом поведала еще Майя Плисецкая.
Со своей стороны, автор встревожен тем, что Светлана Захарова отказалась выступать - она "воспользовалась своим искусством как метательным снарядом против администратора". Демократизация театра была необходима, но при этом пострадала дисциплина. "Ситуация больше похожа на раздоры, чреватые распадом, чем на новую многообещающую эру", - сетует автор.
"Гендиректору Большого театра нашли замену", - информирует The Wall Street Journal. Этот шаг предпринят спустя полгода после того, как руководитель балетной труппы был облит кислотой и практически ослеп, отмечают журналисты Лукас Алперт и Грегори Уайт. "По-видимому, нападение произошло на почве закулисных междоусобиц", - добавляют они.
Интриги в труппе Большого все чаще перерастают в открытые конфликты, пишет издание, упоминая о судьбе Николая Цискаридзе и отказе Светланы Захаровой танцевать в балете "Евгений Онегин".
Новый гендиректор Владимир Урин высказался в примирительном духе, заявив, что не планирует никаких революций и осознает, что в театре ничего невозможно сделать в одиночку.
Заголовок в The New York Times более драматичен: "Очередной сюжетный поворот в Большом: директора сместили". Увольнение Иксанова - видимо, попытка министерства культуры положить конец череде скандалов, которые начались с январского нападения на Сергея Филина, пишут корреспонденты Эллен Барри и София Кишковски.
"После нападения гендиректор Иксанов был втянут в лютую схватку между враждующими фракциями в балетной труппе, и многие наблюдатели ожидали его отставки еще до истечения контракта, действовавшего до 2014 года", - говорится в статье. В итоге об отставке Иксанова было объявлено в неудачный момент - за три дня до долгожданной премьеры балета "Евгений Онегин".
Преемника Иксанова газета характеризует как фигуру, не вызывающую споров. Его заслугой считается возрождение Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Напомнив о конфликтах с Захаровой и Цискаридзе, авторы отмечают, что Захарова - депутат Госдумы, а отказ театра продлить контракт с Цискаридзе - угроза "возмутить как рядовых поклонников, так и политически-влиятельную элиту, в том числе жен нескольких кремлевских олигархов".
"Уходит в левую кулису: российское правительство назначило нового директора Большого театра взамен Анатолия Иксанова" - таков заголовок в Independent "Этот шаг удивляет только тем, что на него потребовалось столько времени", - полагает корреспондент Шон Уокер.
Иксанов обещал глубокое обновление, но его работа сопровождалась скандалами, замечает автор. Он напоминает об обвинениях в коррупции при реконструкции театра, нападении на Филина и конфликте с Цискаридзе. "Считается, что и у Иксанова, и у Цискаридзе есть покровители на самой вершине российского государства, но сторонники танцовщика, казалось, проиграли битву за власть", - пишет автор, напоминая, что контракт с Цискаридзе не продлили.
Но власти надоела вечная аура скандалов вокруг Большого, и Иксанов был уволен, говорится в статье. "Последней соломинкой, видимо, стала волна критики из уст знаменитых российских деятелей культуры", - пишет автор, замечая, что Большой театр всегда воспринимался как отражение России в целом.
"Россия опустила занавес в истории директора Большого театра" - так называется статья в The Washington Post. Между тем еще в июне, когда Иксанов вытеснил из труппы своего ярого критика Цискаридзе, казалось, что директор берет верх в борьбе за управление театром, пишет журналист Уилл Ингланд.
"Но на прошлой неделе прима-балерина Захарова хлопнула дверью, узнав, что ее не включили в состав на премьере "Евгения Онегина". А с ней лучше не связываться: она не только одна из крупнейших звезд труппы, но и депутат Госдумы от "Единой России", - отмечает автор.
Когда министр культуры Мединский объявил об отставке Иксанова, его сопровождала вице-премьер Ольга Голодец. Казалось, это должно подчеркнуть горячий интерес властей к событиям в Большом театре, пишет автор.
"Впрочем, не факт, что Цискаридзе одержал победу. До своего перехода в Большой Филин успешно работал под руководством Урина в театре имени Станиславского", - замечает издание. По данным газеты, Цискаридзе выражал желание занять высшую должность в театре, но ее отдали Урину.
"Директор Большого театра уволен после десяти лет потрясений" - констатирует The Los Angeles Times. "Министр культуры похвалил Иксанова за работу, но намекнул, что есть потребность в переменах", - отмечает журналист Сергей Лойко.
Балетоманы и общество запомнят Иксанова по реставрации здания театра и попыткам внести в репертуар Большого современные тенденции. "Но, вероятно, будут помнить и по некрасивым скандалам, в том числе предполагаемому хищению многих миллионов долларов, сомнительной истории сексуального характера, судебным тяжбам с уволенными звездами и нападению на худрука", - говорится в статье.
Несколько членов труппы сказали, что довольны кадровыми перестановками и настроены оптимистично. Тенор Максим Пастер заметил, что Иксанова не следует обвинять во всем, что случилось, и выразил надежду, что отныне журналисты начнут писать о постановках и творческих достижениях театра, а не о "змеином гнезде".
Также по теме:
Культурные "чистки" Путина (La Repubblica)