Российский журналист Андрей Бабицкий, который "прославился выдающимися и бесстрашными репортажами из Чечни времен двух войн" и которого "многие в России годами обвиняли в предательстве своей страны", запускает в Донецке новый пророссийский телеканал, пишет корреспондент The Guardian Шон Уокер. Он побывал в Донецке и расспросил Бабицкого о его проекте.
То, что должно получиться в итоге, сам Бабицкий называет "независимым телеканалом для внутренней аудитории, который заполнит новую нишу". Он подчеркивает, что его СМИ не будет аффилировано с администрацией самопровозглашенной Донецкой народной республики, а деньги на его создание выделили местные бизнесмены. При этом The Guardian в подзаголовке к статье дает понять, что собеседник Уокера, по всей видимости, намерен "поддерживать на Украине пропутинские взгляды".
Телеканал Бабицкого будет называться "Диалог", его штат будет состоять "примерно из шести человек". Запуск должен состояться в течение месяца. Редакционную политику Бабицкий описал так: "Мы хотим отойти от языка ненависти, уделять больше внимания анализу и попытаться донести мнения с другой стороны". Он добавил: "Люди в любых ситуациях должны оставаться людьми, а в военное время добиться этого трудно. Ненависть к врагу извращает человеческие чувства. Нам нужно слышать спокойные голоса". От вопроса, сможет ли новый телеканал "критически высказываться о сепаратистских властях", Бабицкий уклонился, отмечает Уокер.
Автор статьи напоминает, что в сентябре прошлого года его собеседник был уволен с "Радио Свобода", где работал с советских времен. Официально это было связано с реорганизацией штата, но, по мнению самого Бабицкого, причиной послужили его репортажи о событиях на Украине, в частности "видеорепортаж об эксгумации людей, расстрелянных [проукраинским добровольческим] батальоном "Айдар", а также прошлогодняя статья, в которой он выступил с одобрением "решения Путина поддержать население Крыма" путем присоединения полуострова к России.
Разговаривая с Уокером, Бабицкий сказал: "Мне кажется, с тех пор, как между Россией и Западом вспыхнул конфликт, ситуация существенным образом изменилась. И "Радио Свобода", которое долгое время было журналистской организацией, в значительной степени превратилось в инструмент пропаганды".
Корреспондент The Guardian обратился за комментарием к пресс-секретарю "Радио Свобода" Мартинсу Званерсу. Он сказал, что его организация не может обсуждать конкретику случая с Бабицким, но в то же время заявил, что связывать увольнение с его личными взглядами "совершенно неверно". Упреки, что финансируемое из американского бюджета "Радио Свобода" освещает украинские события необъективно, Званерс прокомментировал так: "Доверие к "Радио Свобода" как к журналистской организации слишком важно для нас, чтобы мы искажали освещение любого вопроса в направлении, которое невозможно подтвердить имеющими место фактами".
Мнения штатных сотрудников "Радио Свобода", с которыми пообщался Уокер, разделились. Из трех человек двое сказали, что никакого "перекоса" в их редакционной политике по Украине нет, а один сообщил, что, с его точки зрения, "между англоязычной службой и службами на местных языках, возможно, есть разница". "Радио Свобода" - это сеть новостных сайтов и радиостанций, вещающих на Восточную Европу и Россию, напоминает Уокер. Третий собеседник, просивший не называть его имени, добавил: "Есть ощущение, что украинская служба "Радио Свобода" обладает по-настоящему большим влиянием, а конфликт она стала освещать несбалансированно. С Андреем они поступили очень несправедливо".
Вспоминая свою работу на российском Северном Кавказе, Бабицкий сказал: "В то время я сочувствовал чеченцам, потому что мне казалось, что если эти люди хотят выйти из России и жить в соответствии со своими собственными традициями, то нужно дать им такую возможность. Может быть, нужно было нам прислушаться к этим настроениям и не стоило убивать столько людей. То же самое здесь. Думаю, Россия здесь играет важную роль, но причины нужно искать не в России, они носят внутренний характер. Это гражданская война, в которой друг с другом сталкиваются интересы двух частей Украины, которые считают себя привязанными к двум [разным] культурным традициям".