Вчера президент Пакистана Первез Мушарраф сказал, что риск войны с Индией в Кашмире "минимален".
Мушарраф дал интервью малайзийской газете в преддверии визита в Пакистан Рональда Рамсфельда. Министр обороны США попытается возобновить международные усилия, направленные на предотвращение возможной войны. По словам Мушаррафа, за последние четыре-пять дней ситуация стала более стабильной.
Мир ждал, что Индия первой примет обещанные меры, направленные на снижение уровня напряженности в отношениях с соседней ядерной державой, но Дели, посадив в тюрьму известного лидера пропакистанских сепаратистов, не собирается отказываться от контроля в Кашмире.
Вчера Сиед Али Шах Гилани, видный представитель экстремистской партии Джамаат е-Ислами, был арестован и посажен в тюрьму в центре Индии. Кроме того, полиция задержала племянника Гилани, а также его политического соратника Алтафа Ахмеда Шаха.
По словам главы полиции Кашмира, в ходе обыска, проведенного налоговой полицией в доме Гилани, были найдены доказательства того, что лидер альянса сепаратистов, Харрият (Свобода)- конференция всех партий, финансировал вооруженную группировку Хизбул Муджахеддин, получая средства из-за рубежа. Глава полиции сказал, что в ходе обыска были найдены часы с бриллиантами, на циферблате которых было написано "Правительство Пакистана", а также 1,2 млн. индийских рупий и 10 000 американских долларов.
Вряд ли можно счесть случайностью то, что Гилани был арестован именно сейчас, когда премьер-министр Атал Бехари Ваджпайи готовит план ответа Индии на обещание Мушаррафа принять меры в отношении экстремистов, совершающих теракты на границе Кашмира.
Ожидается, что будут приняты меры по стабилизации обстановки как на военном, так и на дипломатическом уровне.
Возможно, будет названо имя нового посла Индии в Пакистане (прежний посол был отозван). Ожидается также, что Индия откроет воздушное пространство для пакистанских гражданских самолетов и отзовет военные корабли, находящиеся в Арабском море и готовые противостоять пакистанскому флоту.
В пятницу вечером Пакистан сбил индийский беспилотный самолет-шпион израильского производства. Индия заявила, что ничего особенного в использовании подобных самолетов нет. Обе стороны следят за группировками вооруженных сил друг друга с помощью самолетов-шпионов. За последние шесть месяцев, с тех пор, как у границы были мобилизованы военные подразделения обеих стран, было сбито уже как минимум два самолета-разведчика.
Пакистанские телевизионные бригады бросились снимать сбитый самолет, но этот инцидент никак не усугубил ситуацию.
Вчера генерал Мушарраф сказал, что для того, чтобы добиться какого-либо прогресса, необходимо определить будущее Кашмира. "Я ожидаю, что за деэскалацией последует диалог по Кашмиру", - заявил он.
Однако действия полиции в Шринагаре ясно показывают, что даже если Дели в конце концов согласится обсуждать эту проблему, то не будет разговаривать о независимости региона. Ваджпайи собирается уже осенью проводить в Кашмире местные выборы. В том случае, если сепаратисты попытаются воспрепятствовать проведению выборов, он наверняка возложит вину на Исламабад.
Арест Гилани помог Ваджпайи успокоить воинственно настроенных членов правительства Индии, которые отказываются идти на какой-либо компромисс по Кашмиру. Очевидно, что какие бы примирительные жесты ни делал Пакистан, Индия не откажется от своих политических требований.
Сегодня конференция Харрият призвала провести в Кашмире всеобщую забастовку в знак протеста против ареста. Глава конференции профессор Абдул Гани Бхат сказал, что своими действиями полиция "мешает снижать уровень напряженности между Индией и Пакистаном". Но генерал Мушарраф сталкивается с собственными проблемами. Джамаат е-Ислами требует, чтобы Исламабад не менял своей политики в Кашмире. Если сегодня в Шринагаре не произойдет вспышек насилия, это может означать, что в конце концов стороны встали на путь мира.