Как только ни называли Германию ? и европейским пациентом, и спящим гигантом Европейского союза. Но мало кто заметил, что в ходе работы Европейского конституционного конвента Берлин стал, наверное, главным победителем во внутрисоюзной борьбе за власть, считают аналитики.
Поворотным пунктом является компромисс, достигнутый в ходе переговоров на прошлой неделе и дающий Германии существенно больший вес при голосовании благодаря изменению старой системы, в которой Германия была на равных с Британией, Францией и Италией.
Позиция Германии в Союзе усиливает то, что участники референдума в Польше высказались за вступление в ЕС. Экономики Польши и большинства других среди семи восточноевропейских стран, которые присоединяются к Союзу в мае будущего года, наиболее тесно переплетены с немецкой экономикой.
А принятое Британией в понедельник решение фактически остаться неполным членом ЕС, являясь частью его политической системы, но сохраняя собственную валюту, смешает центр тяжести Евросоюза в сторону Германии и новых членов.
Эти события указывают на "переоценку" географического центра Европы, говорит Петер Людлов, эксперт по европейской политике из Брюсселя. Он назвал новую модель голосования для Германии "крупнейшим геополитическим изменением в истории Союза". Для страны, недавно подвергшейся остракизму со стороны США и сохраняющей имидж раненой экономики, перспектива приобретения политического веса стала неожиданностью.
Непохоже, что это результат лоббирования, организованного Берлином. В отличие от Испании и Британии, самых заметных участников Конвента, Германия ведет себя довольно тихо.
Парадоксально, но слабость Германии могла сыграть ей на руку: в нынешнем экономическом и политическом состоянии Берлин не считают угрозой лидеры Франции и других стран, которые в другой ситуации стремились бы ограничить власть Германии.
"Она свалилась им в руки, ? отметил Хитер Граббе, директор исследовательского отдела лондонского Центра европейской реформы, говоря о новых правилах голосования. "Германия остается спящим гигантом Европы". Три года назад, когда лидеры ЕС собрались в Ницце и предприняли первую попытку реформировать систему голосования в расширяющемся Союзе, президент Франции Жак Ширак "едва не сорвал переговоры, настаивая на том, чтобы Германии и Франции были предоставлены равные права".
В результате была придумана сложная и в чем-то несправедливая система, при которой представительство 80-миллионного населения Германии было явно недостаточным. На этот раз, в ходе работы Конституционного конвента, Германия наблюдала за тем, как бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен предложил более простую математическую систему, которая дает больший вес странам с большей численностью населения. Ширак сдался.
На этой неделе прорабатываются последние детали системы голосования и возможность того, что та или иная страна выступит с возражениями, сохраняется. Но на прошлой неделе Жискар впервые заявил, что близок к достижению консенсуса. Новая процедура голосования вступит в силу не раньше 2009 года.
По словам Граббе, поддержка новой системы голосования со стороны Жискара дала Германии легитимность. "Германия получила свое потому, что это предложил бывший президент Франции", ? заявил Граббе.
"То, что Германия не занималась закулисным лоббированием, позволило Франции благородно ее поддержать, ? добавил он. ? Ширак сохранил лицо". По замыслу, Конституционный конвент упростит властную структуру Европы, углубив кооперацию между 15 членами Союза. Задача Конвента состоит еще и в том, чтобы сделать Союз более эффективным после его расширения до 25 членов в будущем году, а возможно, и до 27 - к концу десятилетия.
Расширение на восток смещает географический центр Союза от Франции, говорят аналитики.