Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 июня 2003 г.

Джордж Меллоун | The Wall Street Journal

Защита прав человека ? адекватная цель внешней политики

Провал попыток найти в Ираке оружие массового уничтожения политические враги Джорджа Буша и Тони Блэра в Европе используют против них. Но в США, которые понесли в войне самые большие расходы, это им в вину не вменяется. Почему?

Одно из объяснений заключается в том, что американцы больше, чем европейцы сфокусировались на цели войны, которая многим кажется менее важной, ? освобождении иракского народа. Хотя идея применения оружия массового уничтожения ужасна, американцы за время холодной войны успели к ней привыкнуть. При огромной правоохранительной структуре шанс стать жертвой терроризма представляется им меньшим, чем возможность погибнуть от удара молнии.

Но мысль о множестве невинных людей, которых убивает собственное правительство, вызывает ужас на территории от океана до океана. Она пробуждает идеалы, которые были частью души нации в 1775 году, когда Патрик Генри заявил британцам: "Дайте мне свободу или смерть". К освобождению призывал 2 апреля 1917 года Вудро Вильсон, просивший конгресс объявить войну Германии, "чтобы сделать мир безопасным для демократии". Рональд Рейган требовал от советского лидера Михаила Горбачева убрать Берлинскую стену, и американцы бурно радовались, когда в 1989 году жители Восточной Германии сами уничтожили этот позорный барьер на пути свободы человека.

Эта тенденция в Америке настолько сильна, что теракты 11 сентября вызвали подъем патриотизма. Из окна моего кабинета видна строительная площадка на том месте, где стояли башни Всемирного торгового центра, и я вижу гигантское звездно-полосатое знамя, нарисованное на крыше одного из помещений. Флаги до сих пор полощутся на автомобилях и домах по всей Америке.

Freedom House, одна из многочисленных частных американских организаций, борющихся за демократию и свободу, ежегодно публикует карту, на которой отмечаются завоевания в этой борьбе по всему миру. Национальный фонд за демократию (National Endowment for Democracy), два отделения которого поддерживают две главные политические партии, помогает тем, кто добивается демократического правления. Госдепартамент ежегодно представляет исчерпывающий доклад о положении с правами человека в странах мира.

Поэтому никого, кроме, может быть, нескольких политических софистов в Европе, не удивляет то, что американцы считают поводом к войне как ненадлежащее обращение правительства с собственными гражданами, так и угрозу, которую оно представляет для других государств. Свержение тираний удовлетворяет чувство справедливости, а это один из оплотов американской демократии. Ей свойственна идея "справедливой войны".

Но, несмотря на такое наследие, американских специалистов по внешней политике иногда, по-видимому, смущает представление о США как о бойце, ведущем освободительные войны. Они часто придерживаются более европейской точки зрения о том, что страны воюют, защищая свои интересы, под которыми подразумеваются торговые пути, источники нефти или сферы влияния, приносящего коммерческое вознаграждение. Многие войны велись именно по этим причинам, и обычно речь идет не о справедливости, а о борьбе за власть.

Европа, к ее чести, в основном переросла территориальные конфликты и колониальные войны, которые ее армии вели столетиями. Именно поэтому после окончания холодной войны в процессе консолидации государств Европейского союза армии Европы пришли в упадок. При исчезающих границах и свободной торговле мало кто поддерживает территориальную агрессию.

Но не стоит забывать, что американские солдаты освобождали Европу от фашизма и именно американские политики содействовали созданию главных послевоенных институций европейского единства ? НАТО и зачатков ЕС. Японии тоже повезло, поскольку она потерпела поражение от страны, которая считала свободу и демократию основой установления мира.

Критики войны в Ираке сегодня с удовольствием говорят о "хаосе" в освобожденном государстве. Но люди с короткой памятью забывают о том, что и Франция была в состоянии хаоса после изгнания немцев, когда партизаны занялись теми, кто сотрудничал с немцами. Во Франции и сегодня сохраняется тенденция решать проблемы на улицах.

То, что часто представляется хаосом в Ираке, это просто действия людей, получивших свободу открыто выражать свое мнение. Политические группировки, борющиеся за влияние и власть, мало чем отличаются от группировок, создававших Джорджу Вашингтону проблемы в первые дни существования Американской республики. Сегодня борьба политических сил в США остается такой же яростной, но в ней правят закон и прецедент, а контролируется она правом свободных людей выбирать своих лидеров.

Происходящее в Ираке называется политикой. Поскольку страна наводнена автоматами Калашникова, а за время диктатуры углубилась взаимная враждебность, эта политика иногда принимает опасные формы.

Попытки американцев нести миру свободу не всегда успешны. Конечно, неудача во Вьетнаме стала травмой и вызвала у многих американцев сомнения в законности освободительных войн. Некоторые профессионалы Госдепа решили, что Америка зашла слишком далеко, пытаясь навязать свои ценности чужой стране. Но это непонимание сути дела. Освободительные войны ведутся для того, чтобы дать людям свободу найти и взрастить собственные ценности. В Азии Япония, Южная Корея и Тайвань, когда перед ними открылся путь демократического капитализма, избрали именно его.

Мировая политика никогда не бывает простой. Но все указывает на то, что американцы не испытывают сожалений по поводу Ирака, поскольку причины для войны имеют глубокие корни в национальной истории.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru