На протяжении восьми месяцев самый богатый человек России томится в московской тюрьме, ест тюремные пайки, состоящие из жиденького супа и хлеба, жадно читает и регулярно получает посылки от своей жены и престарелых родителей.
Однако скоро, 16 июня, нефтяной магнат-миллиардер Михаил Ходорковский, арестованный в далеком сибирском городе под прицелом оружия в прошлом октябре по обвинениям в мошенничестве, предстанет перед судом.
Адвокаты говорят, что суд может продлиться, по крайней мере, 3 или 4 месяца. В случае осуждения Ходорковскому грозит до 10 лет в тюремно-исправительном лагере.
"Мы сомневаемся, что слушания будут открытыми в истинном смысле этого слова, - говорит Роберт Амстердам, канадский адвокат, который входит в команду защитников Ходорковского. - Я хочу, чтобы люди поняли, что возможность справедливого суда отсутствует. В России практически не бывает оправданий. Судья будет получать приказы от исполнительной власти".
Сторонники Ходорковского утверждают, что его дело политически мотивировано, что его наказывают за финансирование либеральных оппозиционных партий в преддверии декабрьских парламентских выборов и за слухи о том, что он готовится участвовать в президентских выборах 2008 года.
Они указывают, что ЮКОС был одной из первых российских компаний, которые приняли международные финансовые стандарты, и что Ходорковский занимался такой филантропией, какой редко занимаются российские миллиардеры, предпочитающие коллекционировать дорогие машины, экстравагантные поместья и спортивные команды.
Наступление на ЮКОС вышло за рамки его главных акционеров. Крупнейшей российской компании предъявлено требование выплатить 3,4 млрд долларов в счет неуплаченных налогов, а такая сумма, по словам представителей компании, может превратить ЮКОС в банкрота. Аналитики говорят, что не верят в то, что компания станет банкротом, однако некоторое перераспределение ее имущества неизбежно.
"Я не думаю, что дело только в Ходорковском или ЮКОСе", - отмечает Роланд Нэш, главный стратег Renaissance Capital в Москве. Он отмечает, что Кремль пытается восстановить контроль над российскими природными ресурсами, заставив их владельцев платить более высокие налоги и не только вносить вклад в социальную жизнь, но и оставаться вне политики.
Другие состоятельные россияне внимательно следят за этим делом. Владимир Потанин, ключевой акционер "Норильск-Никель", исчез на несколько недель в прошлом месяце, но были сообщения о том, что его допрашивает прокуратура. Он возник вновь на московской бизнес-конференции, чтобы осудить компании, которые выплачивают зарплату в белых конвертах и используют схемы минимизации налоговых выплат.
Виктор Вексельберг, главный акционер нефтяной компании ТНК-BP, купил 9 яиц Фаберже за 100 млн долларов и затем позволил Кремлю выставить их.
"Покуда олигархи не переступают черту, их не будут трогать, - говорит Нэш. - Однако неизбежно, что один из них переступит, и тогда мы увидим продолжение истории".