Первая угроза кризиса для нового иракского правительства исходит от самых преданных союзников американцев - курдов. Вторая, по степени реальности, таится, по мнению газеты New York Times, в прошлом иракского премьер-министра Аяда Алауи, который якобы руководил в 1990-е годы в Ираке целой серией терактов с целью подрыва режима Саддама Хусейна. Эти теракты организовывались и финансировались ЦРУ и привели к жертвам среди мирного населения.
Первая проблема, курдская, возникла с написанием письма президенту Бушу двумя курдскими лидерами, Джалалем Талебани и Масудом Барзани. Руководители Патриотического союза Курдистана и Демократической партии Курдистана, партий, доминирующих в трех северных провинциях, заявили в письме, что "курды больше не согласятся быть гражданами второго сорта в Ираке". Поэтому, если законы, гарантирующие права меньшинства, не будут подтверждены, "у нас не будет иного выбора, как не входить в центральное правительство, не принимать участия в выборах и препятствовать въезду представителей исполнительной власти на территорию Курдистана".
И это не все. Курды требуют также гарантий защиты со стороны американских военных, потому что, "если силы свободы не возобладают на всей остальной территории Ирака, нам станут мстить именно по причине нашего альянса с Соединенными Штатами".
Курд Несрин Бервари, министр общественных работ в новом правительстве Ирака, сразу же сделал следующий вывод: "Если руководство потребует от нас уйти в отставку, мы это сделаем".
Какова причина этого потенциального раскола? Курды являются самыми преданными союзниками США, и с 1991 года проживают в условиях автономии в трех северных провинциях, находясь под защитой самолетов, патрулирующих "зону, запрещенную для полетов". Они хотели бы создать независимое государство, но до последнего времени удовлетворялись сохранением автономии в рамках федеральной структуры, дабы избежать разногласий как внутри Ирака, так и с соседними странами - Турцией, Сирией, Ираном и Арменией, где проживают курдские меньшинства, которых привлекает перспектива создания единой нации.
Во временной конституции Ирака, принятой в феврале этого года, были учтены чаяния курдов и изложены планы по созданию федеративного государства. Кроме того, курдам были даны гарантии в том плане, что окончательный текст конституции может быть изменен, если жители трех провинций проголосуют против этого документа в ходе референдума. Это практически предоставляло людям Талебани и Барзани право наложить вето на будущий основной закон страны.
Аятолла ас-Систани, духовный лидер шиитского большинства, выступил против временной конституции, назвав ее плодом "не избиравшегося Совета в тени оккупации". На прошлой неделе он предупредил ООН, что вносить подобные ссылки в текст новой резолюции, принятой в этот вторник, "было бы актом, противоречащим воле иракского народа, и привело бы к опасным последствиям". Американцы, рассчитывающие на поддержку со стороны ас-Систани в деле стабилизации обстановки в стране, прислушались к аятолле и в преамбулу документа внесли лишь ссылку на федеративный характер будущего государства.
Вашингтон убежден, что курды не будут доводить разногласия до кризиса, потому что они изолированы и у них нет альтернатив. В центре спора, однако, богатейшие месторождения нефти в районе Киркука, который меньшинство хотело бы видеть столицей своего региона. Талебани и Барзани могут рассчитывать на формирования пешмерга, иными словами, на 100 тысяч хорошо вооруженных и подготовленных воинов, готовых отойти в горные районы, чтобы защищать автономию.
Другая проблема, связанная с доверием к новому правительству, может возникнуть в связи с некоторыми фактами биографии премьера, шиита Алауи. New York Times опубликовала обвинения, выдвинутые некоторыми представителями американской разведки. Якобы в годы, последовавшие за первой войной в Персидском заливе, Алауи по поручению ЦРУ организовал серию терактов в Ираке с целью дестабилизации режима Саддама Хусейна, и в результате взрывов погибли мирные граждане.
Если эти обвинения подтвердятся, то среди населения вновь возникнет дискуссия о доверии к бывшему ссыльному и его нынешним призывам против тех, что использует аналогичную тактику для свержения возглавляемого им правительства.