Научное сокровище, найденное группой европейских ученых под руководством французского климатолога Жан Жузеля (см. статью в сегодняшнем журнале Nature) имеет большое политическое значение.
Извлеченное из ледяного стержня длиной в 3 километра, добытого, в свою очередь, из антарктического ледового щита, оно хранит в себе следы изменения климата Земли на протяжении 700 тысяч лет. А главное, оно позволяет увидеть, что представляла собой теплая эра (400 тысяч лет назад), во многом идентичная нашей эре.
Информация пришла как раз вовремя: в 2003 году присутствие "парниковых" газов в атмосфере вновь увеличилось, еще больше отдалив нас от цели, поставленной Конвенцией ООН по изменению климата.
Сигнал тревоги. По иронии судьбы именно с полюса холода доходят до нас тревожные предпреждения о потеплении на Земле. Еще в 1987 году франко-российская экспедиция во главе с гляциологом из Гренобля Клодом Лориусом подала сигнал тревоги, изучив ледяной стержень, который позволял судить о динамике климата за 400 тысяч лет. Впервые ученые получили возможность изучать историю климата параллельно с динамикой развития парникового эффекта. Они убедились, что воздействие этого эффекта и средние температурные показатели находятся во взаимной зависимости: чем сильнее парниковый эффект, тем выше температура, и наоборот.
Эта история, извлеченная из ледяной толщи, заинтересует и ученых, и всех любознательных. Она позволяет понять, как около 400 тысяч лет назад произошло изменение климата. За незначительными и довольно частыми колебаниями (900 тысяч - 400 тысяч лет до Р.Х.) следует очень долгая теплая эра (28 тысяч лет). За ней наступают четыре ледниковых эры длиной в 100 тысяч лет каждая, прерываемые короткими (15 тысяч лет) теплыми периодами. Наконец, 12 тысяч лет назад начинается голоцен - наша" теплая эра.
На какой эпизод истории климата он будет похож? Почему он обнаруживает такую устойчивость? Можно ли доверять компьютерному моделированию климата, как способу спрогнозировать его эволюцию?
Спокойный период. Антарктические льды дают ответы на все эти вопросы. Мы ушли, говорят они, чтобы уступить место долгому теплому и спокойному периоду, который продлится еще десять тысяч лет. При условии, что парниковый эффект будет единообразным, как это было в прошлую теплую эру длиной в 28 тысяч лет - наиболее близкую к нынешней по количеству солнечной энергии, получаемой Землей. Поэтому при компьютерном моделировании мы можем исходить из представления о "естественно" спокойном климате, изучая последствия массивных выбросов в атмосферу "парниковых" газов на обозримое будущее. А также изучать антропоцен - эру, в которую homo sapiens занял свое место в ряду геологических сил, формирующих новый облик Земли.
Прогноз говорит, что летняя жара 2003 года может стать нормой для французского климата уже через 50 лет. А стремительное изменение климата на планете может стать суровым испытанием для мировой экономики, обществ и международных отношений.
Результаты европейской экспедиции подтверждают лидерство Старого Света в области научных исследований. Но послужит ли этот факт стимулом для Европейского союза к тому, чтобы возглавить мировое движение за сокращение выбросов "парниковых" газов, которое положило бы конец происходящему глобальному потеплению?