"Жареные" истории, грубая лексика - такими особенностями отличается выходящая в Москве на английском языке газета под названием The eXile. Чиновники, ведающие контролем над СМИ, угрожают цензурой: в eXile публикуется и Эдуард Лимонов - лидер запрещенной Национал-большевистской партии
"Единственная альтернатива, которая существовала у человечества с 1997 года" - так позиционирует себя московская газета The eXile. Эта бульварная газета, основателем которой является калифорниец по имени Марк Эймс, выходит каждые две недели, и она снискала себе противоречивую славу как издание, специализирующееся на политически некорректной сатире и известное грубым языком. Газета с тиражом в 25 тыс. экземпляров проводит экскурс по ночной жизни Москвы, погружается в атмосферу стрип-баров и мир проституток, при этом не забывая высказываться и по поводу политической составляющей - нанося подчас удары ниже пояса.
На прошлой неделе в редакцию газеты нагрянули нежданные гости - и пробыли там часа три: это были сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Они допросили главного редактора и наложили на редакцию штраф в размере 25 долларов за "административные нарушения". Как сообщили чиновники Эймсу, они откликнулись на жалобы возмущенных читателей, которые якобы указали на то, что газета "унижает Россию" и "насмехается над русской культурой и русскими традициями".
Вполне возможно, но ведь авторы газеты любят посмеяться и над США, этой "кровожадной империей" с ее "заносчивым президентом Джорджем Бушем".
Во время первого визита сотрудников службы особенно интересовал вопрос, почему Эдуард Лимонов, лидер запрещенной Национал-большевистской партии, печатает свои критикующие власть статьи именно в газете американца Марка Эймса?
Здесь стоит отметить, что особым радикализмом "нацболы" во главе с Лимоновым отличались в 1990-е годы - программа их партии от 1994 года была направлена против капитализма и либерализма. Сегодня они выступают, в числе прочего, за плюрализм и свободу слова. Во время предвыборных кампаний Лимонов выступал на демонстрациях и конференциях бок о бок с Гарри Каспаровым - в рамках движения "Другая Россия".
В любом случае теперь газету проверяют на наличие призывов к экстремизму. "Наши сотрудники боятся", - говорит Эймс.
Резиновый параграф стирает границы
Тому, кто считает, что его права как личности ущемлены, или усматривает угрозу свободе слова, в России не поможет никакой закон о СМИ. Здесь нет и такой организации, как Германский совет по прессе, СМИ контролируются государством. Согласно статье 4 закона о СМИ под запрет могут попасть публикации, пропагандирующие экстремизм, порнографию или употребление наркотиков. Параграф в некотором роде резиновый - ведь вопрос о том, что следует понимать под экстремистским содержанием статей, решаются власти. Они же определяют и границы, отделяющие антигосударственную пропаганду от критической журналистики.
Какую нишу занимает eXile - и за что выступает? "EXile как газета могла родиться только в дикие 1990-е годы в Москве", - признает ее главный редактор Эймс. Едкая сатира и отсутствие политкорректности затронули нерв того времени. Можно считать содержимое и стиль газеты безвкусным или забавным - однако проверка газеты государственным ведомством порождает вопросы, которые выходят за рамки отдельно взятого случая: где в сегодняшней России проходят границы сатиры? Где начинается экстремизм? Кто определяет, что должно выходить в печать?
"Иностранные издания, как правило, пользуются большей свободой, чем российские СМИ", - отметил в беседе с SPIEGEL ONLINE Эдуард Лимонов. "Возможно, произошедшее в редакции eXile сигнализирует, что и с этим будет покончено".
"А вам разве не хочется обнять его?"
Пока неясно, дойдет ли дело до запрета eXile. Главный редактор Эймс в любом случае не считает, что газета переживет официальную проверку. "Еще можно как-то смириться с критикой в серьезных изданиях, - считает он. - Но наш стиль вызывает раздражение у многих".
Последний выпуск должен был вызвать особое раздражение у чиновников, боится журналист. "Опасные дни миновали", - так написал Эймс в одной из статей, опубликованных на первой полосе. "Мы уже почувствовали свежий либеральный ветерок, который подул с приходом этого малого с большой головой, густой шевелюрой и короткими ручками. Ведь, правда, он сладкий? Разве вам не хочется взять его на руки, обнять и прижать к себе?"
Новый президент России Дмитрий Медведев, которого Эймс так своеобразно нахваливает, недавно заявил во время первого официального визита в Берлин, что он "абсолютно убежден" в том, что свобода печати должна защищаться - "в рамках закона". Подождем, распространится ли это на Марка Эймса.