Бахвальство турецкого премьер-министр Реджепа Тайипа Эрдогана, все чаще прибегающего к резким словесным выпадам в адрес Израиля, свидетельствует о желании разрушить турецко-израильское партнерство, пишет Le Monde.
По мнению преподавателя парижской Школы политических наук (Sciences Po) Фредерика Анселя, "такой разрыв является частью глубокой дипломатической переориентации, проводимой исламско-консервативным правительством, цель которого - сделать Турцию ведущей ближневосточной державой". Однако такому усилению препятствует множество трудностей геополитического характера, считает Ансель.
Во-первых, агрессивный иранский паншиизм вкупе с ядерной гонкой пугает суннитские арабские страны, ищущие защиты у американцев и французов и благосклонно относящиеся к Израилю из-за его жесткости по отношению к вооруженным группировкам, связанным с Ираном. Более того, Египет не позволит Турции отнимать у него лидерство в арабо-мусульманском мире, и в этом его поддержит Лига арабских государств.
Во-вторых, Анкара сталкивается с ограниченностью своей стратегии на Южном Кавказе и в Центральной Азии, где стремление к альянсу с Россией и Ираном может задеть традиционного союзника - Азербайджан. "Несмотря на определенную языковую близость, страны Центральной Азии предпочитают Турции более крупных защитников или клиентов - Россию, Китай и США", - подчеркивает автор статьи.
В-третьих, партнерство с развивающимися странами может оказаться неэффективным и вызвать раздражение у НАТО. "Если Анкара выберет слишком антизападную стратегию, ее союзники по НАТО могут предпринять шаги для ее маргинализации", так как вес Турции в альянсе после окончания войны существенно снизился.
Наконец, в американском общественном мнении намечается появление серьезного противника, образующегося из слияния еврейской и армянской диаспор. "Диатрибы Эрдогана усиливают эту тенденцию в еврейских организациях, гораздо более близких к своим армянским коллегам", - отмечает Ансель.
Чтобы сохранить хоть какие-то надежды на успех в своем стремлении к власти, Турции следует найти нечто большее, чем израильское пугало, резюмирует эксперт.