Российские компании наперебой заключают сделки на поставки сибирских природных богатств - в том числе железа, угля и леса - на ненасытный китайский рынок, замечает The New York Times. Для Китая поставки российских металлов и нефти по суше - способ уменьшить зависимость от морских грузоперевозок, поясняет корреспондент Эндрю И. Крамер. В начале прошлого года Китай стал крупнейшим торговым партнером России, оттеснив Германию на второе место. А российский Дальний Восток в прошлом году был единственным российским регионом, где инвестиции не сокращались, а росли, говорится в статье. "Россия и Китай - идеальная пара: у России есть сырье, необходимое Китаю, она нуждается в капиталовложениях, а у Китая сбережений в избытке", - написал в докладе Кингсмилл Бонд из московского инвестбанка "Тройка Диалог".
Идут переговоры с китайским банком о предоставлении кредита в 400 млн долларов, что позволит горнодобывающей компании "Петропавловск" начать добычу железной руды на месторождении Кимкан, пишет газета. Компания собирается доставлять руду прямо на китайские сталелитейные заводы, которые сейчас импортируют сырье даже из Бразилии. Железнодорожный мост, который "Петропавловск" планирует построить в селе Нижнеленинское при участии властей Китая и России, станет единственным круглогодично действующим КПП на российско-китайской границе длиной в 2038 миль от Гродеково до Забайкальска.
Но еще важнее проект транссибирского нефтепровода, который должен достичь Китая в 2012 году, считает газета. Тогда освободятся мощности железных дорог, что позволит расширить транспортировку других товаров. Российское правительство уже продвигает грандиозный план грузоперевозок по Транссибирской железнодорожной магистрали из Китая в Европу. "Тем временем китайские компании арендуют на российском Дальнем Востоке колоссальные участки пустующих сельхозугодий и завозят туда китайских рабочих-сезонников", - пишет газета, отмечая, что на данный момент арендованы 850 тыс. акров.
И все же главной статьей торговли остаются руда и нефть при условии, что партнерам удается договориться о взаимовыгодных ценах, пишет автор. Китайцы требуют скидок относительно мировых цен, так как регион труднодоступен и других покупателей поблизости нет. Россияне возражают, что у других поставщиков цены намного выше. "Споры о ценах на год отсрочили заключение сделки о газопроводе между Китаем и "Газпромом", - сообщает автор. В то же самое время торговля с Китаем обещает российской стороне процветание по сравнению со скромными доходами от рыболовства, сельского хозяйства и оборонной промышленности, пишет газета.