Политолог и журналист выступают за диалог с Кремлем. Оппозиционер, бывший чемпион мира по шахматам, и писательница, напротив, не доверяют ему. Все они выразили свое отношение к "врагу" стран большой "семерки" в ходе теледебатов MunkDebates, пишет Энрико Франческини в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
Изолировать путинскую Россию санкциями и дипломатическим холодом или все же искать пути к диалогу? Эта дилемма существовала на протяжении многих лет, превратившись в острую проблему с возникновением конфликта на Украине. Мир вновь погрузился в холодную войну или Запад ошибается во всем в отношениях с Кремлем? И действительно ли Обама опасается возможного отступления европейских союзников в отношении московского царя? Эти вопросы обсуждались на саммите G7 в Баварии. MunkDebates, дебаты, спонсируемые канадским фондом, пригласили для участия в дискуссии четырех экспертов. Двое выступают в поддержку диалога с Москвой - это профессор Стивен Коэн, политолог и экономист, и Владимир Познер, один из самых известных российских журналистов. Еще двое - за непримиримую линию в отношении Путина: это бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, который стал одним из главных российских диссидентов, и исследовательница и писательница Энн Эпплбаум, пишет корреспондент.
"Изолировать какую-либо страну контпродуктивно и опасно, и это еще более контпродуктивно и опасно, если речь идет о большой и могучей стране. В 1991 году СССР рухнул не по причине изоляции, а потому что система перестала функционировать. И какой была реакция Запада? Вы проиграли холодную войну, значит расплачивайтесь за это. Если бы Запад оказал помощь России после 1991 года, как он поступил в отношении Германии и Италии после Второй мировой войны, сегодня Россия была бы совершенно другой страной. Сегодняшняя Россия - результат политики, направленной на ее изоляцию. Я выступаю за диалог, потому что хочу увидеть перемены в Москве во благо Запада", - заявил Владимир Познер.
Энн Эпплбаум тоже верит в диалог, и она надеялась, что в отношении России он будет функционировать так же, как в отношении Польши и Центральной Европы. "Но с нынешними российскими лидерами нельзя вести диалог. Они не просто политические лидеры, они владельцы России. (...) Они контролируют 30% национальных богатств. Это мафиозное и коррумпированное государство". По мнению писательницы, единственный способ - изолировать это государство, помешать ему использовать банки и прятать свои деньги. "Карательные санкции необходимы, если мы хотим помешать Путину после Украины завоевать другую страну. Это единственный язык, который он понимает", - уверена Эпплбаум.
Стивен Коэн подчеркнул, что он пришел на дебаты не для того, чтобы защищать Путина, а для того, чтобы напомнить, что Западу нужен партнер в Кремле: "Не друг, а партнер. Сегодня мир более опасный и сложный, чем четверть века назад, с проблемами и опасностями, которые невозможно решить без России. К тому же, это самая большая страна на планете, обладающая самыми большими природными ресурсами и ядерным арсеналом, сравнимым с арсеналом США. Невозможно изолировать Россию. Она слишком большая, слишком богатая, слишком значимая. (...) Необходимо с ней сотрудничать еще и потому, что ослабить ее - значит дестабилизировать ее, а нестабильная Россия прибавила бы миру проблем".
По словам Гарри Каспарова, "Россия сумела избежать гражданской войны после 1991 года благодаря Борису Ельцину и диалогу с Западом, который предоставил ей в качестве помощи миллиарды долларов и включил ее в свои организации. В 2000-м, незадолго до того, как Ельцин ушел в отставку, Россия почти встала на ноги. Но потом пришел Путин. Это была самая большая ошибка Ельцина - выбрать Путина в качестве своего преемника. Сначала он вернул советский гимн, потом вернул диктатуру одной партии. А теперь установлена диктатура одного человека, его диктатура. Я не хочу изолировать Россию. Я хочу изолировать Путина. С опасным вирусом диалог не ведут, в противном случае существует опасность заражения".