Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 марта 2004 г.

Катя Тихомирова | Berliner Zeitung

Государство - это он

Для начала нужно исправить одно заблуждение: в ближайшее воскресенье Россия выбирает не президента страны, она выбирает Владимира Путина. Именно он - президент России. Должность и личность за прошедшие четыре года его пребывания у власти так слились друг с другом, что регалии российского государства, флаг и двуглавый орел, стали личными отличительными знаками Путина. Они в первую очередь символизируют не достоинство поста президента, а личную безупречность нынешнего главы Кремля.

Тот факт, что президентство Путина не вечно, уже сейчас доставляет заботы его политическому окружению. Конец его второго и последнего срока, а также дискуссии по поводу преемника Путина были определяющей темой последних месяцев. "Четыре года личного контроля", - так еще в августе прошлого года российский политический журнал "Коммерсант Власть" озаглавил титульную статью о правлении Путина. Были перечислены крупные политические события, катастрофы и теракты. Ведь каждая из этих ситуаций была снабжена этикеткой: "Владимир Путин взял процесс под личный контроль", - написал журнал.

Ни один другой демократически избранный президент современного государства, ни американский, ни французский президент, не располагают такой полнотой полномочий, как Путин. Президент определяет направление внутренней и внешней политики, а не российское правительство. То, что он сам понимает себя и свою должность как центр власти, Путин четко показал, когда за три недели до выборов отправил в отставку правительство и назначил новое.

Согласно российской конституции избираемый в воскресенье президент должен был был распустить правительство после выборов, а затем назначить новое или подтвердить полномочия старого. Но поскольку переизбрание Путина гарантировано, ему не нужно придерживаться этих правил.

Сам Путин, его администрация и российский Совет безопасности, председателем которого является президент, образуют центр власти в России. Предпосылки для этого были созданы еще при его предшественнике Борисе Ельцине. Политические решения принимаются в администрации президента: она разрабатывает президентские указы, пишет и проверяет законопроекты, следит за партиями и общественными организациями. После ухода ее многолетнего главы Александра Волошина она перешла в руки доверенных людей Путина из кругов спецслужб и армии. Совет безопасности, в который входят сам президент, премьер, министры иностранных дел и обороны, а также глава ФСБ, располагает полномочиями во всех вопросах внутренней и внешней безопасности.

Немецкий политолог Эберхард Шнайдер называет российское правительство "технократическим экономическим и административным кабинетом". Президент имеет эксклюзивное право предлагать кандидатуру на должность премьера, он его назначает и может увольнять. То же самое касается министров. Короче говоря: конституция позволяет Путину управлять страной, не оглядываясь на правительство или парламент. Разделения властей в духе западных парламентских демократий российская президентская система не знает. От личности главы Кремля зависит, каким будет соотношение между законодательной и исполнительной властью.

К тому же парламентские выборы в декабре установили выгодные для Путина соотношения в Думе. Партия "Единая Россия" стала самой мощной силой. Верхняя палата российского парламента, Совет Федерации, практически потеряла значение, с тех пор как по законодательной инициативе Путина губернаторы и председатели 89 республик и регионов России лишились своего места в Совете Федерации.

Спустя более чем десять лет после распада СССР нельзя также говорить о независимом правосудии. По-прежнему в российской правовой системе доминируют неясные и отчасти противоречивые правовые реформы, которые препятствуют правовому ограничению государственной власти.

Лишь так называемые олигархи образовали группу, которая ограничивала президентскую власть. Эта группа финансировала немногие критически настроенные СМИ, оказывала влияние на формирование политического мнения и решения в парламенте. Однако с тех пор как в ноябре прошлого года самый амбициозный с политической точки зрения российский олигарх Михаил Ходорковский был арестован, на этом направлении тоже не приходится больше ожидать сопротивления.

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru