Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 марта 2004 г.

Катя Тихомирова | Berliner Zeitung

"Это можно назвать референдумом"

Беседа с Лилией Шевцовой, политологом Московского центра Карнеги

- Госпожа Шевцова, вы давно следите за политикой Кремля. Какую важность имеют эти выборы для России?

- Эти выборы важнее, чем все четыре предыдущих выборных процесса с момента распада СССР. Итог тех выборов был более или менее непредсказуем. Результат нынешних выборов известен заранее. Эпоха Ельцина завершилась. Начинается новая. Политическую систему, которая укореняется в данный момент, потом будет сложно изменить.

- Можно ли это вообще назвать выборами?

- Это можно назвать референдумом. Всенародное голосование о президенте. Удивительно в этих выборах то, что уверенный победитель демонстрирует неуверенность. Он опасается, что эти выборы могут быть не восприняты как настоящая легитимация его власти. Первые выборы Путина были подарком из рук его предшественника Ельцина. Сейчас он явно боится, что может не быть достигнута необходимая 50-процентная явка. В этом была причина неожиданной отставки правительства Касьянова. Если не будет кворума, то организовывать новые выборы будет обязан премьер. О таком варианте развития событий Путин позаботился, сменив премьера.

- Как за последние четыре года при Путине изменилась Россия?

- С экономической точки зрения это были успешные годы. Какая еще европейская страна имела, как Россия, 7-процентный рост? Однако демократический эксперимент пока провалился, и народ не запротестовал. Можно говорить о фазе стабилизации. Однако с политической точки зрения - это лишь печальная консолидация из-за неуверенности в себе. Лишь 15% тех, кто в воскресенье будет голосовать за Путина, действительно довольны его политикой. Остальные выберут его, потому что нет альтернативы.

- Означает ли это, что с политической точки зрения в России все стоит на месте? Быть может, уже после парламентских выборов в декабре, следовало говорить о поражении демократии?

- При Ельцине тоже не было настоящей демократии. Скорее, речь шла о монархии. Свобода при Ельцине основывалась на слабости государства, это была свобода коррумпированного капитализма. Ответ Путина на это парадоксален: он строит сильное государств по традиционному образцу, чтобы одновременно его модернизировать. Он не диктатор, он авторитарный человек. Однако политическая система, которую он сейчас устанавливает, таит опасность, что на смену Путину может прийти настоящий диктатор.

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru