Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 марта 2004 г.

Борис Райтшустер | Focus

Дешевые продукты в качестве приманки

Единственный настоящий противник Владимира Путина на предстоящих президентских выборах - его собственная популярность. Поскольку его победа считается делом решенным, слишком много избирателей могут предпочесть остаться дома. Корреспондент журнала Focus рассказывает о курьезах российской избирательной кампании.

Хочешь выздороветь, будь примерным гражданином. Так, по крайней мере, решила городская администрация Хабаровска. Местные аппаратчики приказали больницам принимать только пациентов с открепительным удостоверением, чтобы они даже на больничной койке исполнили свой гражданский долг и проголосовали.

После протеста правозащитников дальневосточным аппаратчиками пришлось отказаться от своих планов. Их особое рвение, наверное, объяснялось излишней расторопностью и стало одним из апогеев абсурда российской предвыборной кампании одного человека.

Неприятности начались в декабре: на парламентских выборах Кремль так перестарался, что больше ни один серьезный политик не мог верить в честные выборы и не хотел выступать против Путина. Кремль лихорадочно начал искать оппонентов. Безуспешно. Теперь Кремль, наверное, чувствует себя как футбольный клуб "Бавария Мюнхен", когда тот играл лишь против аутсайдеров: в блестящей победе сомнений нет - но она никого не впечатлит.

Бесконечное мелькание на государственном телевидении

На государственном телевидении глава Кремля вездесущ: его показывают в казармах, в цехах и в церквях. Только когда что-то идет не по плану, все закрывают глаза. Когда на маневрах в присутствии Путина не удалось несколько запусков ракет, государственное ТВ смолчало.

Борьба в кандалах

Если в советские времена коммунисты вообще не терпели оппонентов, то сегодня противникам Кремля разрешают выходить на поле - но только в кандалах. На экранах их можно увидеть лишь в утренние часы, высказывания смонтированы так, чтобы они звучали бессмысленно или вообще несли негативный оттенок. Кто слишком бойко берется за дело, тому без раздумий показывают красную карточку: бывший спикер парламента Иван Рыбкин не получил бесплатного эфирного времени, которое ему как кандидату полагается по закону, и ему и не разрешили купить рекламное время для показа критического антипутинского ролика. И без того разбитый Рыбкин снял свою кандидатуру, заявив, что не хочет участвовать в этом фарсе.

Недействительные выборы при низкой явке

Из оставшихся пяти оппонентов, согласно опросам, никто не может претендовать более чем на 5 процентов голосов. За неимением борьбы у публики упало настроение - явка грозит упасть ниже 50 процентов. Но в таком случае по закону выборы стали бы недействительными.

Мощный российский чиновничий аппарат, который все реальные и мнимые желания хозяина Кремля читает у него по глазам, отреагировал по-своему: по сравнению с началом предвыборной кампании оппонентам стали чаще и больше давать слово. Аппаратчики нашли нового врага - неголосующего избирателя.

Борьба идет зачастую проверенными советскими средствами. Избирательная комиссия в Калининграде решила перехитрить лень электората, привлекая людей к урнам продуктами по сниженным ценам. Для тех, кто придет первыми, предусмотрены бесплатные билеты на концерт.

В Нижнем Новгороде местный губернатор на закрытой встрече дал своим чиновникам указание обеспечить явку минимум 70 процентов избирателей, сообщает газета Moscow Times.

Иногда послушание аппаратчиков явно заходит слишком далеко. Это показали думские выборы в декабре: некоторые избирательные участки в Чечне сообщили о явке более 100 процентов.

Многие молодые москвичи боятся, что они навредят своей карьере, если не пойдут на выборы, говорит Михаил Делягин, бывший советник недавно уволенного премьера Касьянова.

SMS для напоминания

Наряду со старыми рецептами будут использоваться и современные технологии. У миллионов россиян должны ни с того ни с сего зазвонить мобильные телефоны. Многие операторы сотовой связи при помощи рекламных SMS-сообщений собираются призывать людей на выборы.

При этом граница между призывами к участию в выборах и агитацией за Путина порой размыта, заметила кандидат Ирина Хакамада. По телевидению Центральная избирательная комиссия призывает россиян прийти на выборы при помощи рекламного ролика, который вплоть до малейших деталей похож на рекламный ролик путинской партии "Единая Россия" времен думских выборов.

Источник: Focus


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru