Теперь у Путина есть власть. Пора выполнять обещания
В былые дни, когда Владимир Путин навещал своих дядюшек и тетушек в деревне Поминово, она была перспективным местом.
"Был универмаг, бар, клуб, - вспоминает Владимир Куварин, когда-то женившийся на ныне покойной родственнице российского президента. - Нас одевали, обували, кормили. Мы жили счастливо".
Это было в начале 1960-х. Тогда в Поминово обитало 60 человек. Сегодня осталось 14, и нет ни универмага, ни даже ларька.
"При коммунизме мы жили лучше", - говорит Куварин, глядя на свою вымирающую деревню и даже не пытаясь скрыть разочарование ее самым известным сыном.
Конечно, можно считать недовольство Куварина неуместным. По всем признакам, президент Путин 14 марта одержит убедительную победу, которая, как говорят его сторонники, станет наградой за успехи в спасении страны из пучины хаоса, в которой она рисковала погрязнуть несколько лет назад.
Сегодня Россия (с помощью национальных телеканалов, снова взятых под государственный контроль) наслаждается хорошими новостями. Доходы растут, безработица уменьшается, бюджет сбалансирован, рубль стабилен. После прихода Путина к власти экономика выросла на треть. Снова выплачиваются пенсии и зарплаты. Мятежные губернаторы покорились, олигархов приручили. Все это сделало Путина любимцем избирателей. В декабре они наградили его партию большинством в парламенте.
Однако, несмотря на грядущую победу, все складывается не так уж хорошо для Путина. Многие простые россияне судят о его достижениях по вымирающей деревне Куварина. В Москве и других крупных городах с суши-барами и иномарками процветание налицо, но по огромным российским пространствам разбросаны такие деревни, как Поминово, где людей после полутора десятилетий реформ терзают все те же нерешенные проблемы.
Конечно, даже самые ярые сторонники Путина не ждали, что он вылечит все болезни России за один срок. Но сегодня в воздухе чувствуется новое настроение. Россияне больше не принимают объяснений того, почему их жизнь не улучшается: парламент слишком слаб и раздроблен; власть Путина ограничивают другие политики и магнаты, защищающие собственные интересы. Путин четыре года консолидировал власть, навлекая на себя огонь критики как автократ и противник демократии. Он закрыл независимые издания и расправился со своими соперниками. Его союзники, силовики из КГБ и армии, возглавляют министерства.
Назовите это эпохой без оправданий, говорит независимая журналистка Елена Трегубова. "Россияне говорят: забирайте нашу свободу, но взамен дайте нам реальные реформы, решите наши проблемы".
Россияне будут применять к Путину не критерии демократии, а критерии экономики.
Путин знал об этом с самого начала. Прошлой осенью в интервью с западными журналистами, он кратко сформулировал свою задачу на второй срок: "Улучшить жизнь простых россиян". Он уже провел ряд реформ: снизил налоги и упростил налоговую систему, узаконил право покупать и продавать землю. Он говорит о необходимости дальнейших, драконовских мер. Прежде всего речь идет об административной реформе, обещании уменьшить непосильный вес государственной бюрократии.
"Чрезмерное присутствие государства в экономике, - сказал недавно Путин, - душит предпринимательство и поощряет коррупцию". "Государство сохраняет монополию в таких социально значимых сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство", - добавил он. Что касается результатов, то он отметил "низкое качество услуг, высокие цены и растущее недовольство граждан". "Фактически людям приходится платить дважды и даже трижды: сначала в виде налогов, потом в виде платы за услуги, а затем в виде взяток".
Так не говорит тот, кто стремится сохранить статус-кво. Путин прекрасно сознает, что административная реформа, как бы скучно это ни звучало, является ключом к выполнению целого ряда обещаний, данных избирателям: улучшению систем здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения.
Он знает, как бюрократия умеет сопротивляться. Эрик Краус, главный аналитик Sovlink Securities в Москве, называет Путина "святым Владимиром" - за попытки создать в России более благоприятный климат для бизнеса. В последнем бюллетене для инвесторов он писал: "Российское государство остается неэффективным, оно истощено коррупцией, многослойной бюрократией, феодалами от политики, вмешательством олигархов и советскими методами. Если рост продолжится, глубокая реформа становится категорическим императивом".
Путин готовил почву для атаки на монстра значительную часть года, если не всего первого срока. Эта борьба была по большей части скрыта от глаз. Но в последние месяцы она вышла наружу. Прошлым летом началась битва с самым богатым человеком России, нефтяным олигархом Михаилом Ходорковским, который уже пятый месяц сидит в тюрьме после ссоры с президентом. Стычка едва не уничтожила ведущую бизнес-империю и отбила у других олигархов всякую охоту критиковать президента или пытаться разрушить его планы.
В последние недели события развивались еще более драматично. Удивив даже своих приближенных, Путин внезапно отправил в отставку премьер-министра Михаила Касьянова и все правительство. На его место Путин назначил доселе неприметного чиновника по имени Михаил Фрадков. Быстро получивший прозвище "господин Никто", он известен разве что тем, что возглавлял налоговую полицию.
Это сигнализирует о том, что борьба за власть еще предстоит. Прежде всего, предыдущий пост Фрадкова давал ему возможность заглянуть в финансовые дела любого гражданина страны, и, вероятно, он получил конфиденциальную информацию о кремлевских бюрократах. Не менее важно то, что он, несомненно, имеет компромат на управленцев и законодателей, которые противостоят Путину в грядущей позиционной войне. Карьера Фрадкова означает также, что он будет человеком Путина.
Да, сосредоточение власти в руках Путина создало базу для прорыва. Но воспользуется ли он этой властью, как утверждают его сторонники? Или попадет в классическую российскую ловушку консолидации власти?
"Имея у власти только один клан, путинский, мы получим масштабную коррупцию, - предсказывает оппозиционный политик Борис Немцов. - Показатели экономического роста высоки, пока высоки цены на нефть. Реформ, кроме, может быть, налоговой, не будет. Армия разваливается и будет разваливаться. Медицина разваливается и будет разваливаться. С федерализмом покончено. Судебная система исчезнет".
Это, скорее всего, преувеличение. Но очевидно, что второй срок Путина будет характеризоваться "либеральным авторитаризмом" или, может быть, "авторитарным либерализмом". Дилемма президента ясна. Чтобы осуществить необходимые изменения, ему нужна власть. Но когда изменения начнутся, Путин должен будет разделить власть, допустив на рынок новых независимых игроков, ослабив регулирование общественной и экономической жизни, отстроив подлинно независимые суды. Одним словом, развив плюрализм.
Пока неясно, как все это вписывается в природную склонность Путина к автократии. В перспективе, по крайней мере в ближайшей, маячат новые суши-бары в Москве, а не универмаг в Поминово.
Путин знает, что ему предстоит решать и другие проблемы. Российская экономика живет почти исключительно за счет нефти и газа. Как ее диверсифицировать, как поощрять развитие малого бизнеса? СПИД и наркомания на подъеме. Население России уменьшается. Коммунистическое мышление преобладает, особенно за пределами крупных городов. К переменам, исходящим из Москвы, россияне традиционно относятся пассивно.
Проблемы серьезны, и невозможно себе представить, как их может решить один человек, даже если это Владимир Путин, наделенный всей имеющейся в стране властью.