В 1999 году, когда Ельцин назначил никому не известного чиновника по имени Путин своим премьер-министром, все считали, что его выбор обусловлен преданностью и представительностью Путина, а не тем, что он обладает соответствующей квалификацией. Похоже, теми же критериями руководствовался Путин, выбирая Фрадкова, хотя мало кто предполагает во Фрадкове тот же потенциал, который обнаружился у Путина. Более того, если верить источникам из российского правительства, Фрадков сам не рад своему новому назначению, так как, получив эту работу, не получил соответствующих рычагов.
Дебютировал он не очень удачно. Во время первой встречи с кабинетом после назначения Михаил Фрадков имел растерянный вид. "Очевидно, что для него это назначение было такой же неожиданностью, как и для нас, - говорит представитель кабинета. - Он выглядел неподготовленным, как будто бы не знал, с чего начать".
В этом нет ничего удивительного. Он был представителем России в Совете Европы, о котором нельзя было сказать что-то определенное, когда Путин извлек его из безвестности и поставил его на место Михаила Касьянова. Таким образом, он в одночасье стал вторым человеком в России, ответственным за работу кабинета министров.
Официальное объяснение, предоставленное Путиным, заключается в том, что он хотел, чтобы россияне знали заранее, с каким премьер-министром он планирует работать на втором сроке своего пребывания в должности президента, дабы сразу после выборов 14 марта кабинет мог приступить к работе.
По словам Путина, Фрадков знаком со структурами безопасности и поэтому имеет опыт борьбы с коррупцией. Однако, многие считают, что этот шаг был сделан в целях консолидации власти. Касьянов был последним среди верховных лиц в государстве человеком, имеющим тесные связи с "семьей", как называют группу политиков и бизнесменов, принадлежащих к клану бывшего президента Ельцина. Путин и Касьянов разошлись во мнениях по вопросу крутых мер, направленных против бизнесменов, таких, как нефтяной магнат Михаил Ходорковский.
Бывший заместитель секретаря Совета безопасности, бывший директор налоговой полиции, Фрадков принадлежит к числу силовиков, представителей структур безопасности, военных и законников из ближайшего окружения Путина. Как бывший директор страховой компании "Ингосстрах" он хорошо знаком с представителями российской деловой элиты.
Сергей Борисов, президент "Опоры России", общероссийской организации малого и среднего предпринимательства, говорит, что у бизнеса есть вопросы к Фрадкову. В памяти многих остался изданный им приказ ФСНП о профилактических мерах. В этом приказе, в частности, он санкционировал применение мер профилактики против "лиц, склонных к совершению преступлений", включающих выдачу компрометирующей их информации их деловым партнерам и СМИ. Кроме того, разрешалось использование детектора лжи применительно к подозреваемым и членам их семей, в том числе детям старше 14 лет.
По словам депутата Госдумы Михаила Задорнова, работавшего вместе с Фрадковым в 1997-1999 годах, новый премьер-министр не имеет собственной программы, он будет подчиняться приказам. Непонятно пока, чьи приказы это будут. До сих пор Фрадков говорил о том, что он хочет разработать конкретную программу деятельности.
По словам спикера Думы и лидера пропутинской партии Бориса Грызлова, Фрадков "не только реформатор, но и созидатель". Если это и так, доказательств тому немного. Все три ведомства, которыми он управлял в последнее время - налоговая полиция, министерство внешних экономических связей и министерство торговли - были расформированы.