Сержант Джимми Масей прослужил в американской морской пехоте 12 лет, прежде чем попал в Ирак. В апреле 2003 года на блокпосту, которым он командовал, за 48 часов было убито около 30 мирных граждан: "Потребовалось целых два дня, чтобы нам наконец объяснили, что поднятие вверх руки как приказ остановиться надо воспринимать как приветствие".
Он лишился сна и начал обращаться с вопросами к командованию. Он был отправлен домой из-за "расстройств, связанных с посттравматическим синдромом" и был "с почестями уволен с военной службы" в декабре 2003 года. Сейчас он ездит по Америке и рассказывает о том, что видел, "потому что в Ираке нарушаются все правила обращения с подозрительными личностями и положения Женевской конвенции".
- Почему происходят подобные нарушения?
- Мы ежедневно получали развединформацию о возможных самоубийственных терактах, наши тревожные ожидания обострялись приказами с особым вниманием следить за женщинами и детьми, машинами скорой помощи: всех иракцев представляли террористами. Пальцы быстрее нажмут на курок с подобным настроем.
- Да, но как же правила обращения с подозрительными личностями?
- Сначала мы поднимали руку или в ночное время включали автомобильные фары, потом была предупредительная очередь (в стране, где все стреляют в воздух, чтобы отметить праздник), а потом уже брали на прицел автомобиль. Но интервал между этими тремя этапами постоянно сокращался. Мы требовали строить настоящие баррикады, чтобы заставить снизить скорость, но наши саперы сказали нам, что это не первостепенная задача. В действительности они были готовы рисковать жизнью невинных людей, чтобы продемонстрировать, что мы сильнее.
- Это были на самом деле террористы?
- Ни один из них, из автомобилей, которые мы обстреливали, ни разу не ответил огнем. И никогда в ходе досмотра автомобилей мы не находили оружия. Чаще в авто были наличные деньги людей, которые пытались бежать. Я вспоминаю окровавленное лицо 6-летней девочки и глаза единственного выжившего в красной Kia, который постоянно повторял мне: "Почему вы убили моего брата".
- И как вы поступили?
- Я пошел к своему командиру и сказал, что мы занимаемся ненужным кровопролитием. Он мне сказал, что мне нужно отдохнуть и посетить психолога. Меня отправили домой.
- А ваши солдаты думали так же, как и вы?
- Это не их дело - обсуждать приказы. Это были ребята, довольные своей работой. Некоторые начали приходить ко мне со своими сомнениями, в мою задачу входило поддерживать мотивировку, чтобы они вернулись домой целыми. Я им говорил, "возвращайтесь на пост", но внутри я уже не мог больше с этим мириться. Мы нарушаем все правила, которым нас обучали.
- Вы читали об убитом итальянском разведчике?
- Да, зная, как функционируют блокпосты, я не удивился: сначала стреляют, потом задают вопросы. Нет никаких твердых правил по скорости движения авто. Я об этом говорил целый год. Я знал, что скандал - дело времени. К сожалению, требовалась знаменитая жертва, чтобы выступить с осуждением убийства стольких иракцев.