Волнения в арабских странах повлекли за собой подорожание нефти и увеличили приток нефтедолларов в Россию. С одной стороны, это делает страну более привлекательной для инвесторов, с другой - усиливает опасность инфляции и угрожает диверсификации экономики. Кроме того, борьба за распределение нефтедолларов препятствует развитию продуктивной экономики, пишет на страницах Frankfurter Allgemeine корреспондент издания Геральд Хосп.
Природные ресурсы культивируют лень в обществе и в экономике, полагает журналист. Если ничего не предпринять против притока нефтедолларов, рубль укрепится, что, в свою очередь, отрицательно скажется на экспортных отраслях. Кроме того, бесконтрольные расходы подстегнут инфляцию. Но этим проблема не исчерпывается. Хосп отмечает, что "все основные меры, направленные на освобождение от нефтезависимости, будь то диверсификация экономики или стимулирование внутреннего спроса путем повышения зарплат и пенсий, основываются на раздаче нефтедолларов".
В прошлом году, при существенно более низких ценах, экспорт нефти и природного газа принес в казну 48% всех поступлений, говорится далее в статье. При цене нефти выше 100 долларов за баррель государственный российский бюджет становится бездефицитным. Если эта цена продержится на протяжении всего года, замечает Хосп, то где взять стимул для развития экономики?
При всем том он отмечает, что подорожание нефти оказалось для России как нельзя более своевременным. В этом году в стране состоятся парламентские выборы, в следующем - президентские. Недавно премьер-министр Владимир Путин уже пообещал повысить стипендии студентам и зарплаты госслужащим.
Автор напоминает, что с 2004 года в России существует стабилизационный фонд, который призван амортизировать проблемы, возникающие с притоком нефтедолларов - "такова, во всяком случае, первоначальная идея". Тем не менее, средства из государственных фондов периодически изымались. Например, на смягчение последствий кризиса или на модернизацию экономики. "Однако расходование нефтедолларов - это как бы бумеранг, который усиливает зависимость экономики от нефти".
Кроме того, благодаря нефтедолларам российская власть держит на низком уровне подоходный налог. "Вследствие этого налоги не воспринимаются как цена за государственные услуги. Однако размер налога влияет на то, насколько внимательно граждане следят за политикой и за расходами средств из государственных фондов. Без доходов от нефти политика определялась бы налогоплательщиками в большей степени", - заключает издание.