"Отзывы о вторжении Владимира Путина в Крым как о "поведении XIX века" дают неправильную оценку значительности недавних событий. Он не просчитался: Путин выводит на новый уровень методы ведения войны XXI века", - пишут независимые эксперты Молли Маккью и Грегори Маниатис, консультировавшие президента Грузии Михаила Саакашвили по вопросам национальной безопасности, в статье для The Washington Post.
"Годы борьбы с сепаратистами, боевиками, террористами и не имеющими государственной принадлежности политическими силами повлияли на его взгляды. В Крыму Путин впервые использовал неожиданную военную тактику - изворотливую и скрытую - которая, скорее всего, станет образцом в будущем", - считают авторы.
"Во-первых, скрытая армия появилась ниоткуда", - говорится в статье. "Ничейные солдаты", от которых открещивается Путин, как представляется, не связаны законами, правилами и соглашениями, которыми руководствуются при ведении войны, отмечают эксперты. Не существует генерала, с которым можно было бы вести переговоры о прекращении огня или сдаче; если начнется насилие, потенциально не существует способа остановить его, предупреждают Маккью и Маниатис.
"Второй компонент путинской тактики XXI века - цифровой", - указывают эксперты.
Теперь путинская версия событий разыгрывается на сотнях фронтов и публикуется в соцсетях - виртуальная трансляция информационного материала в поддержку его аргумента об угнетении, преследованиях и страхах русскоязычного населения Украины, поясняют авторы, подчеркивая новый уровень пропагандистской войны.
"В-третьих, Путин использует финансовые рынки в качестве инструмента в споре", - пишут эксперты.
"На прошлой неделе, после того как российские рынки обвалились более чем на 10% на фоне опасений перед войной, Путин провел пресс-конференцию, подготовленную с целью успокоить инвесторов. Только подумайте, сколько денег он мог потерять и вернуть между понедельником и средой!" - отмечают Маккью и Маниатис.
"В конечном итоге, эта тактика создает хаос, который он контролирует, статус-кво, которое позволяет ему влиять на политику на Украине", - считают авторы.
"Путин двинулся в Крым отчасти потому, что это был способ испытать свою новую тактику, не делая высоких ставок", - пишут авторы статьи, отмечая изолированность полуострова, наличие там российских военных объектов и пророссийски настроенное население.
"В течение многих лет Путин опирался на тяжеловесные, советского типа военные инструменты. Его последние действия показывают, что традиционная армия и разведка не являются "его" средствами. В то время как Запад концентрируется на том, как лучше отреагировать, Путин, скорее всего, уже перешел к новому этапу: определяет, как трактуют его шаги международные протоколы и как его тактика может быть использована в другом месте", - предполагают эксперты.